Основной инструмент в масляной живописи — кисти (хотя использу­ются и другие средства — например, мастихин), поэтому большое значе­ние имеют их форма, величина, мягкость или жесткость.

Если в акварели годятся только мягкие кисти, то в масляной живописи предпочтение отда­ется жестким щетинным кистям плоской формы. Применяются также и круглые мягкие, и плоские мягкие (колонковые, ушного волоса, беличьи) — большей частью там, где необходима детальная проработка формы с особо тонкими подробностями и в работе с лессировками — жидкими пропис­ками.

Каждая кисть имеет свой номер, обозначенный на черенке и указы­вающий величину, размер кисти, ее волоса.

Художник одновременно пользуется кистями разного размера, так как в проработке формы, или, как еще говорят, в лепке формы большое значение имеет именно величина и толщи­на мазка, его характер, направление, масштаб по отношению к размеру по­лотна.

Кроме того, несколько кистей, в том числе и одного размера, удоб­нее иметь еще и для того, чтобы избежать попадания в приготовленную смесь случайной краски. Во время работы, прежде чем брать на кисть но­вую краску, следует вытирать ее мягкой тряпкой, хорошо впитывающей масло. Для начала работы, можно приобрести набор кистей.

Кисти в наборе должны быть плоские, овальные, щетинные. По мере получения практики , Вы поймёте, какие кисти, какого размера необходимы в том или ином случае. Иногда кисть заменяют мастихином (шпателем) — лопаткой для счищения красок с палитры.

Им можно удалять краску с тех участков, кото­рые надо переписать, убирать пастозные излишки краски с работы, какое-то место «прижать» — мастихин оставит при этом гладкий след.

Можно даже, не пользуясь кистью, написать мастихином от начала до конца целый этюд. Но это — особая техника, и применять ее новичкам вряд ли целесообраз­но. Кисти, безусловно, — более универсальный инструмент. Ну и конечно, Вам нужна палитра.

Самый удобный вариант-это палитра из фанеры, которую Вы можете приобрести в магазине. Во время работы над этюдом все свободное пространство в центре па­литры постепенно покрывается смесями различных красок, и для того, что­бы можно было продолжать работу, приходится мастихином собирать от­работанные смеси где-то на краю палитры.

Такие перемешанные использо­ванные смеси художники называют фузой . Не торопитесь их выбрасы­вать — их можно снова пустить в дело. Так, некоторые художники вводят фузу в новые красочные смеси, и «грязная» фуза может нужным образом зазвучать, если попадет на свое место в завязавшихся в работе цветовых отношениях.

Так что не нужно бояться «загрязнить» краски: красок пло­хих, грязных не бывает, плоха и грязна лишь та краска, которая, не попав в общую цветовую гамму, мутит, грязнит то место, которое должно зву­чать чище. На этот счет удачно сказал французский художник Делакруа: «Дайте мне грязь — и я напишу обнаженное тело».

Кисти различаются размером и ворсом. Лучше всего иметь толстую, тонкую и среднюю по размеру кисточки. Для акварели требуются мягкие кисти.

Для акриловых красок необходимы плотные, упругие кисти.

Используйте среднюю по толщине кисточку для рисования контуров, кожи и волос.

Для мелких деталей, таких как глаза, возьмите тонкую кисточку.

Толстая кисть подходит для закрашивания больших плоскостей, например для фона или одежды.

ПРОМЫВАЙТЕ КИСТИ

Кисти

После рисования прополощите кисти в воде, добавьте чуть-чуть мыла. Вытрите их тряпочкой и придайте форму ворсу.

Бумага

Высококачественная плотная бумага подходит практически для любого вида рисования. Но встречаются такие сорта бумаги, которые лучше использовать только с определенными материалами. Вот несколько примеров.

Пастель выглядит эффектно на фактурной пастельной бумаге. Яркие цвета хорошо ложатся на ее поверхность.

Для пастели подходит дешевая коричневая оберточная бумага. Она придает изображению матовый эффект.

Шероховатая акварельная бумага придает изображению рельефность.

Компьютерные изображения, распечатанные на тонированной бумаге, изменяют свой цвет.

Мягкая акварельная бумага или бумага горячей прессовки придает рисунку глянцевый эффект.

Как зафиксировать рисунок

После работы карандашом или пастельными мелками необходимо зафиксировать рисунок, чтобы он не размазался. Для этого подойдет фиксатор-спрей или обычный лак для волос. Соблюдайте указанные на упаковке рекомендации по использованию. Закрепляйте рисунок в хорошо проветриваемых помещениях.

Распыляйте короткими частыми струйками сначала по горизонтали, затем по вертикали.

Не брызгайте слишком много.

 

Предыдущая статьяКомпозиция
Следующая статья«Живопись маслом начинающему художнику»