Композиция – это создание произведений искусства, своеобразный комплекс создания произведения, при соблюдении правил, приёмов. Служащий наиболее полному, цельному и выразительному выражению замысла. Творческая организация листа, холста, стены и т. д. Платон разделил философию: Физика (природа, притяжение и отталкивание) Этика (добро и зло) Логика (мыслительный процесс) Стадии творческого процесса Замысел Сбор материалов Поиск (создание эскизов) Исполнение ( графический картон) Определяет формат, размер, тональные пятна Создание произведения Принципы работы Анализ – Синтез – Анализ – Синтез От простого к сложному, от сложного к простому (обобщение). От общего к частному, от частного к общему.

Категории композиционного мышления:
Жизненная: Идея Тела Сюжет Сюжетная линия Формальная: Факт Образ Символ Эмблема Интуиция – способность человеческого сознания внезапно, непосредственно, с эмоциональной напряженностью, применить, необходимые решения, без отчётливого процесса осознания.

Основные законы композиции

1. Закон Цельности Как единое целое, главная черта – неделимость композиции, невозможность восприятия как совокупность нескольких неделимых частей, заключённых в композиции, художественной схемой композиции Согласованность всех элементов композиции (согласи, гармония) Гармония – это борьба и единство 2-х противоположностей. Композиционный центр, все элементы подчиняются этому центру. Неповторимость элементов композиции ( формы, размеры, интервалы…) В совершенной композиции всё настолько уместно, чтобы ничего нельзя было ни убрать, ни добавить, что б ни испортить цельности. Все части находятся во взаимной части произведения

2. Закон Типизации Типичностью характеристик, и типичность обстоятельств в которой развивается действие. Создание художественного образа Передача ощущения движения, развития действия его времени (статика, динамика) Новизна (оригинальность, неповторимость движения, умение восторгаться невиданными вещами) 3. Закон Контраста Контраст является действующей силой композиции и определяет её Выразительность

Виды контраста

Параллельный контраст (маленькое пятно на менее маленьком) Одновременный контраст (2 доминанты находятся на нейтральном пятне) Подчинённый контраст (когда одно является ложем для противоположного и наоборот) Внутренний контраст (он развивается внутри формы или объекта) Внешний контраст (между главным и второстепенным, между светлым и тёмным, между тёплым и холодным) Три кита, на которых держится изобразительное искусство. Тоника – общее состояние холста, листа ( цвет, тон, форма…) Доминанта – цветовые, тональные, тоновые, смысловые акценты Субдоминанта – фон Правила приёма и средства Законы носят объективный и устойчивый характер, правила приёма средств относятся к менее постоянному, являясь производными.

Правила композиции

Ритм – повторение какого-то элемента пятна, детали, формы, линий, цвета через определённые интервалы

Перебор ритма, ритмического акцента, пустоты, это характерные особенности ритмического построения изобразительного искусства
Сюжетно-композиционный центр – это та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейно эмоциональном содержании Композиционный центр располагается на двух или на трёх планах.
Передний план – вход в композиции.

Симметрия (спокойствие, умеренность), асимметрия (неустойчивость, неуравновешенность)

image002

Правила композиции

Приёмы композиции

Передача впечатления монументальности Передача пространства (линейная, воздушная перспектива) Чередование вертикали, горизонтали, диагонали Самое спокойное состояние в картине Меняя противоречия Противоречия обострены до предела Самое напряженное состояние Самое противоречивое, самое неудобное состояние (пирамида) Самое комфортабельно состояние Идея огня Пламенеющая пирамида Принципы золотого сечения Монах-Фибоначи открыл ряд основных пропорций, которые составляют золотое сечение 1/1, 1/2, 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21, 21/34 и т. д.

Средства композиции: Линия Пятно Форма Размер Структура Цвет, колорит – общая гамма Перспектива – линии всех цветов

Жанры станковой живописи Натюрморт Пейзаж Интерьер Портрет Сюжетно-жанровая композиция. Однофигурная, многофигурная. Батальная и историческая живопись Техника живописи. Техника живописи, в буквальном смысле, является рацион-построение живописного произведения. Знание техники живописи даёт художнику создать не только долговечное произведение, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы. Акварель. В состав акварели входит клей, преимущественно растительного происхождения. Связующее – та часть, которая соединяет пигменты красок. Темпера. Клей животного происхождения. Козейно-масляная темпера. В акриловых красках клей только искусственный. Виды акварели: Твёрдые краски – плиты. Используются для чертежей Мягкие краски (чашечки) Медовые краски (тюбик), связующее – мёд. Используется преимущественно для живописи. Методы работы акварельными красками. Работа по сырому Алл-прима Многослойный метод письма Акварелью делают подмалёвок на холсте, на клеевом или эмульсионном грунте под масло. Сухое белое вино добавляют в воду на морозе до -15. Темпера (в состав темперы входи яйцо).

Темпера, как и акрил, в отличие от других красок не смываются. Они похожи на масляные краски. Работать с темперой можно на картоне, бумаге, холсте, стене. Джото Монтеньо, Боттичели использовали темперу для подмалёвки. Из русских – Врубель, Дионисий, Феофан Грек. Древняя темпера состояла из куриного желтка. В каждой добавлялся тонко тертый красочный пигменет. Потом в эту смесь наливали около половины разбавленного сухого вина, кроме ого в неё добавляли молочный сок фигового дерева (уксус, аспирин) Темпера на яичном желтке используется для росписи деревянных досок и стен (фреска). Грунт под темперу более или менее плотный. Под темперу чаще всего использлвали левкас (вид грунта). Связующий живописный клей (рыбный, коздр, дикий, желатин столярный, кожный клей, гипс и мел. Изготовление левкаса, доску (фанера) проклеивали чистым клеем.. Наклеивалась редкий материал – серпянка. Грунт: одна часть животного клея, в шести частях воды, всыпали такое просеянного меля с гипсом, чтобы он образовал с клеем густую массу грунта, наносили на поверхность шпателем до 8 раз и после просушки шлифовали.

Станковую живопись на конечном этапе покрывали лаком, при котором вся живопись приобретала более углублённый тон и это роднило её с масляной живописью. В современной живописи используются поливинилы. Масляная живопись. Масляные краски чаще использовались в Европе, после усовершенствования братьями Ваней ками, а уже мастерами Эпохи Возрождения эта техника была доведена до совершенства. Различие между темперой, акрилом и масляными красками являются связующее – масла. Масла: Льняное отбеленное масло Ореховое Маковое Подсолнечное Разбавители: Скипидар Уайт-спирит Чищенный уайт-спирит Натуральный фракционный скипидар, получаемый при перегонке терпантина, выделяемого из приморской сосны Пинен Тройник – смесь скипидара, уайт-спирита с маслом или лаком Тройник состав: делается на основе даманного лака или уайт-спирита (3/6 скипида. 2/6 лака.) Тройник на основе акриловых лаков: 4/6 скипидар, 1/6 лака, 1/6 отбеленного льняного масла. ЛАКИ. Изготвливаются на основе натуральных и искусственных смол. Коралловый лак Мастичный Даманный Листовой, сосновый Ретушный лак Акрил-фисташковый Акрил стерольный Основы масляной живописи: Используются металлы: цинк, медь, железо, зололто Деревянные доски Картон Бумага (авиационный желатин) Стекло Холст Бортовка (ткань): льняные, пеньковые. Требования к ткани: Хорошая плотность Нити одной толщины Минимальное количество узлов и неровностей Холст натягивается на подрамник и грунтуется. Краски: ц инковые, титановые и белила чёрные (кость жжёная, персик чёрный, марс чёрный, чёрная виноградная) охра (охра светлая, охра золотистая, охра красная, сиена натуральная) капут-мартун коричневая (сиена жжёная, марс коричневый умбра жжёная, феодосийская коричневая) Жёлтые (стронциановая, кадмий жёлтый, жёлтый средний, кадмий оранжевый) Красный : кадмий красны, светлый, кадмий натуральный, кроплак розовый, кроплак красный темный Зелёные ( кобальт зелёный светлый, окись хрома, шумерский зеленый) Синие: хром кобальт зеленый, голубой, небесно-голубой, кобальт синий светлый, кобальт синий темный, ультрамарин Фиолетовый: кобальт фиолетовый, стронциановая фиолетовая Холсты крупнозернистые, среднезернистые, мелкозернистые. Краски лессировочные (тонкотёртые краски): волконскоит, кроплак красный, вандит, ультрамарин, изумрудный зеленый, умбра жёлтая, умбра натуральная, маары жёлтый, красный, фиолетовый Краски контурные (полулессировочные и крупный пигмент) Материалы для масляной живиписи: Грунтованный картон Грунтованная плотная бумага Грунтованный холст на подрамнике Масляные краски Отбеленное льняное масло Лаки Разбавители Кисти (, искусственные , щетина) Палитра Ветошь (шёлк. Ткани, нельзя искусственные!!!!!) Этюдники Рисовальный уголь Грунты: первоначальная обработка поверхности предназначенного для живописи. Назначение грунта: Придать грунтуемому материалу однородную поверхность Препятствовать просачиванию связующего вещества на холст, дерево, картон, бумагу, а также непосредственному их соприкосновению с красками. Связать красочный слой с грунтуемой поверхностью Придать поверхности желаемый цвет, который необходим для колоритного решения работы Красящие вещества для грунта: гипс, мел, свинец, цинковые белила, белая глина и прочие краски (пигменты) Связующий материал: декстрин, столярный, кожаный, рыбный клей, яичный желток, высыхающие масла и смолы. По своему составу грунты подразделяются: Масляный Полумасляный Клеевой Масляный грунт. Поверхностно проклеенный желатином 2-3 раза. Раствор клея напоминает густой студень. Часть выкладывается на поверхность, шкурочкой убрать лишний ворс, вторая проклейка – клей более жидкий – проклеивается. Треть проклейка – после высыхания, если нет дырок – то всё! (поверхностной проклейкой пройтись масляной краской через 2-3 месяца опять так всеслои) Недостатки: Долгое высыхание Плохое сцепление красок со слоем Очень сложно работать корпусным методом Работа только для техники алл-прима Не терпит повреждений и переломов (картон, доска) Преимущества: Живопись на ней практически не жухнет. Эмульсионые грунты, клевы, ПРЕИМУЩЕСТВА: Масляные краски крепко соединяются с грунтом в следствии большего или меньшего всасывания ими масла из красок Масляные краски лучше просыхают особенно в нижних слоях, что предохраняет живопись от трещин. Эти грунты пригодны для многослойной живописи. Не требуют много времени для их изготовления Требования к грунтам: Иметь достаточную толщину и плотность при просвете не должны иметь отверстия Не иметь следов трещин Иметь достаточное количество связующего вещества При засыхании грунт не должен ломаться Изнанка холста должна быть чистой, не должна иметь грязи Если проклейка ведется большим шпателем, то грунт наносится жирной щетиновой кистью (флейцем) Шлифуется грунт мелкой наждачной бумагой. Рецепт клеевого грунта: Одна часть клея (желатина), разведенного водой – 10 частей, фильтрованная через ситечко и дается ему остыть 8 частей красящего вещества: из низ 5 ччастей сухих цинковый белил и 3 части мела или гипса. Для эластичности добавляется пол ложки мёда или несколько капель глицерина и всё щчательно перемешивается. Хорош для длительной работы, но любит имприматуру для масла. Эмульсионный грунт: связующее вещество — из клея, так и из масла или раствора смолы т. е. из эмульсии Тип грунта – универсальный, быстросохнущий Клеевой эмульсионный грунт с яйцом: Желатин развести 0,5 стакана кипячёной воды 2 скорлупы льняного масла, 2 яичных желтка, эмульсию. Хорошо перемешать 1/5 стакана сухих цинковых белил и полстакана мела или гипса, перемешивают тщательно. Ля поластичности добавляют 1 ч. л.мёда или несколько капель глицерина и борная кислота, таблетка аспирина. Масляная живопись. Пржухание – изменение в цвете и тоне холста после наложения следующего слоя. Живопись становится блеклой, тусклой, присущей маслу. Это объясняется тем, что масло, содержащееся в красках всасывается красками нижележащего слоя, и становятся матовыми, изменяя свой тон, что наиболее заметно для земляных красок (ИСКУССТВЕННЫЕ: сделаыя искусственным путём: белые, синие, зелёны; ЗЕМЛЯНЫЕ: все органические краски: земля, минералы, корней деревьев, глины – умбра, охра, сиена, чёрные, кости жжёные, виноградная чёрная) Пржухание появляется в следующих случаях: При малом количестве масла в красках При сильном разжжижении красок эфирными маслами Если нижележащий слой плохо просох Если в красках находится воск (восковые краски) При отсутствии связи между пигментами и маслом Способы устранения: с помощью отбеленного льняного масла с помощью лака для ретуши (две третьи лака на одну треть пинена) с помощью масляного лака (одна треть лака, две третьи пинена) с помощью тройника Многослойная масляная живопись. Приёмы различны. От начала до конца может вестись как масляными красками, так и смешанным образом живописи. Исполнение: Рисунок на холсте (рисунок углём – уголь закрепить, рисунок кистью, исполнение картона) Подмалёвок – это первый слой живописи, в котором решаются основные задачи: тоновые и цветовые. Закладывается будущий колорит произведения. Подмалёвок исполняется двумя способами: Темперный или акварельный подмалёвок. Только для клеевых и эмульсионных белых грунтов. Он ведентся жидкими красками без пастозности. После высыхания поверхность покрывается лаком. Одна четвертая часть дамарного или мастичного лака, три четвёртых скипидара или уайт-спирита. Подмалёвок масляными красками. В этом случае подмалёвок выполняется на различных грунтах. Если грунт не слишком тянущийся, разбавляют тройником с меньшим использованием масла. Если Грунт слишком тягучий, подмалёвок можно выполнить масляными красками, без разжижителя, но нужно предварительно на холст нанести имприматуду. Прописка: Прописка методом алл-прима. Которая даёт свежее живописное исполнрение (обязательна просушка после масляного подмалёвка) – надо ставить на 3-4 часа на солнце. Прописка исправление. Прожухание на этом этапе очень часты. Лессировка Это тонкие, прозрачные слои масла и иных красок, наносимых на другие краски, хорошо просушенные. Лесировка делается для глубины живописи, для её интенсивности, прозрачности тона. Работая лессировками, надо иметь в виду: -Для разжижителей красок необходим тройник с высоким содержание масла -Лессировка как цельными красками, так и смешиванием между собой -Лессировку можно как для достижения сильного яркого т она, так и для погашения кричащих красок -Нижний слой под лессировку лолжен быть несколько светлее необходимого тона, чтобы не перетемнить весь холст -Плессировки могут накладываться друг на друга много раз -Наложение лессировки достигается с помощью кисти, куска мелкой материи, либо ладонью рук, либо пальцами -Не удавшиеся лессировки удаляют тканью, ватой, либо мякишем хлеба -Лессировки обязательно протирают Окончание работы: расставляют акценты, как цветовые, так и тоновые, после цветовые узоры и придаётся работе свежесть.

Предыдущая статьяВ отличие от греков, этруски не развили аутентичную традицию художественного выражения
Следующая статьяКисти в масляной живописи