В представленных на этих страницах автопортрете и виде деревушки Эстак Сезанну, так или иначе, удалось показать форму в пространстве, то есть создать впечатление объемности или глубины с помощью довольно разреженных теней и очерчивающих контур штрихов. Здесь мы не видим игры светотени в ее классическом понимании, но также нельзя сказать, что художник полностью от нее отказался.

Самые темные тональные пятна автопортрета  придают значимость определенному фрагменту, особенно выделяя области вокруг глаз и носа. Обширные тональные пятна, охватывающие одну сторону высокого лба и бороду, помогают связать основные выпуклости лица с правильной в целом формой головы. Крайне ограниченными средствами выражения Сезанн убеждает нас в том, что мы смотрим на трехмерный объект.


Лаконичность еще более пронизывает этот пейзаж. Обширные пятна незаполненного пространства ограничены расплывчатыми линиями, схематично изображающими скопления зданий. Более резкие, там и сям разбросанные штрихи подчеркивают полумрак или цветовую насыщенность сюжета. Такой довольно минималистский способ обозначения объемов вызывает очень сильное ощущение протяженности пространства между распложенными на переднем плане и удаленными домами.

Если вы решите передать форму подобным образом, постарайтесь избежать лишних линий и резких штрихов. Похоже, что лаконичные штрихи заставляют зрителя намного острее воспринимать форму.

Предыдущая статья Изображение стены и дверного проема
Следующая статьяПропорции детской головы