Основы Построения
Прежде чем приступать к работе акварелью, немного потренируйтесь рисовать листья и цветы карандашом. Вам будет достаточно освоить основная этапы построения. Не забывайте, что для любой живописи очень важен хороший предварительный рисунок или эскиз. Итак, начнем с самого простого — с листа. Лучше, если у вас перед глазами будет настоящий листок березы или липы.
Основная задача такого упражнения заключается в том, чтобы научиться рисовать листья с одинаковыми и ровными краями. Но так может выглядеть только лист, ровно лежащий на плоской поверхности.
Проведите прямую тонкую линию. Это будет центральная ось листа и стебля. Сделайте небольшие штрихи, отметив, где лист начинается и где заканчивается. Соответственно, небольшая часть останется для стебля.
По обе стороны от центральной оси сделайте штрихи, определяющие ширину листа и его примерную форму. Старайтесь, чтобы части по обе стороны от оси были одинаковы.
Давайте немного усложним задачу. Повернем лист немного от себя, так, словно мы держим его за кончик стебля и он немного выгибается.
Теперь вы можете нарисовать лист, пользуясь сделанными штрихами-подсказками. От центральной оси к краям листа нарисуйте расходящиеся прожилки.
Так же, как и в первом случае, начинаем рисовать с центральной оси. Осью задаем изгиб и поворот листика. Небольшими штрихами отметьте длину листа.
Снова отмечаем по обе стороны от цен-« тральной оси ширину листа. Не забывайте, что лист повернут и немного выгнут, соответственно, мы видим ближнюю часть полностью, а дальнюю лишь частично. То есть в перспективе она становится меньше и уже, чем часть на переднем плане. А конец листа, выгибаясь, скрывает от нас небольшую часть.
Аккуратно прорисуйте форму листа. В данном случае центральная ось очень важна, так как она подчеркивает изгиб листа и служит разделителем двух плоскостей, добавляет объем листу.
А теперь на примере длинного ивового листа рассмотрим лист, который загибается так, что видна его тыльная сторона.
Основа любого листа — центральная ось. Нарисуйте загнутую линию. Поставьте метку, отделяющую начало листа от стебля.
Как и в первом примере, делаем метки е по обе стороны от оси. Дойдя до верхней точки изгиба оси, делаем аналогичную разметку внизу.
Прорисуйте форму листа. Обратите внимание на то, как в верхней точке линии внешнего и внутреннего края идут как бы внахлест. Линия внешнего края подходит практически к центральной оси, а линия внутреннего края выходит из-под нее. Прорисуйте стебель и прожилки. Направление прожилок на тыльной стороне листа также подчеркнет его изгиб.
После того как мы разобрались с простыми формами на примере листьев, можно перейти и к цветам. Цветы, имеющие много лепестков, например такие, как ромашки, герберы или подсолнух, нужно начинать рисовать от середины. То есть сначала вы прорисовываете немного выпуклую серединку, а затем добавляете к ней лепестки, которые вы рисуете так же, как и листья. Тюльпаны и розы тоже состоят из простых лепестков, которые соединяются в одном месте. Так что нарисовать эти цветы для вас не составит труда. Но есть и другие цветы, чья форма напоминает колокольчик. Давайте внимательно рассмотрим строение таких цветов.
Итак, основа, как обычно, — это центральная ось. Представьте, как эта линия проходит через центр цветка и по всей его длине, так, словно ось — это нитка, а цветок — это бусина. Нарисуйте две перпендикулярные оси линии, с помощью которых можно будет отметить ширину цветка у основания и в самой широкой раскрытой части. Небольшими штрихами отметьте равные части по обе стороны от центральной оси.
Теперь нам нужно нарисовать объем цветка. Для этого добавьте еще третью перпендикулярную оси линию с отмеченными ровными частями. Если мы внимательно рассмотрим цветок, то поймем, что в объеме он круглый. И, соответственно, ближе к основанию круги меньше в диаметре, чем в верхней части цветка. По законам перспективы круги превращаются в овалы, так как мы смотрим на цветок не сверху, а сбоку. Прорисуйте овалы по подготовленной разметке.
Нарисуйте форму цветка. Аккуратно одной линией соедините края с верхней частью.
Верхнюю часть, то есть самый большой овал, разделите на пять частей, так чтобы можно было прорисовать края лепестков. Не забывайте, что они должны быть объемными, для этого нужно сделать края изогнутыми. Уже ненужную часть рисунка сотрите ластиком, чтобы она не мешала вам видеть форму. К основанию цветка пририсуйте стебель и небольшие листочки, которые есть практически у всех цветов на линии соединения стебля и цветка.
Сотрите все линии построения, прорисуйте еще немного стебель. За счет линий центральной оси каждого лепестка подчеркните объем и то, как они выгибаются из центра к краям. С помощью небольшой карандашной тени обозначьте внутреннюю глубину цветка и объем.
Пользуясь основами построения, потренируйтесь делать простые наброски цветов и листьев. Рисуйте цветы в разных ракурсах и при разном освещении, так вы лучше рассмотрите строение цветов, их объем и форму. А также, работая над эскизами, вы можете совмещать карандашную технику и акварель.