До середины XVIII века акварель использовалась живописцами Англии и других стран Европы в основном в этюдах и эскизах, предварявших большие композиции. Со второй половины столетия эта техника приобретает самостоятельное значение.
Она получила широкое распространение в пейзажной живописи. Художники оценили ее возможности в передаче состояния воздушной среды, тончайших световых переходов, что так важно при изображении природы.
Некоторые английские мастера полностью отказались от масляных красок и стали работать только акварелью. Одним из пионеров английской акварельной живописи заслуженно признан П. Де Винт (1784—1849). Он виртуозно работал широкими жесткими кистями по фактурной бумаге. Его акварели замечательны чистотой цвета, в них много света и воздуха, контрастов между светлыми и темными массами.
Акварели Т. Гертина (1775— 1802) хорошо иллюстрируют метод английской акварельной школы. Художник прожил недолгую жизнь, но его вклад в развитие акварели значителен. Его работы отличает безупречное владение акварельной техникой. Он любил начинать с предварительных прозрачных заливок теплыми тонами.
Этот прием типичен и для акварелистов, современников Гертина. Вот, например, «Долина Эйре». Мастер накладывает легкие, почти прозрачные мазки, чтобы потом нанести еще несколько слоев краски. Не случайно первая прописка сделана теплым тоном, а остальные — холодным. Возникает эффект просвечивания нижележащего красноватого цвета.
Шедеврами английской акварельной живописи считают произведения Д. Котмэна (1782—1842). И для этого художника характерна многослойная техника. В прекрасной его работе «Мост Греты. Йоркшир» краска кладется постепенно тонкими слоями, придавая пейзажу декоративный характер. Хотя изображение дано в деталях, его можно разделить на три пространственных плана, четко различающихся в тоне.
Среди акварелистов-британцев немало маринистов. К числу выдающихся относится Р. Бонингтон (1801 — 1828). Он широко использует контрасты теплых и холодных цветов, взаимно уравновешенных и потому создающих впечатление колористической целостности. Его акварели примечательны классической простотой исполнения.
Бонингтон — англичанин по происхождению — учился у известного французского художника А. Гро и почти все время жил во Франции. Он вошел в историю живописи этой страны. Выбирая пейзажные мотивы, Бонингтон решительно порывает с канонами исторического пейзажа; природа интересует его во всех проявлениях.
Он изображает море, то спокойное, то с набегающими волнами на фоне сине-голубого утреннего неба, уголки итальянских городов, пейзажи с широко раскрывающимся горизонтом. Пейзажи Бонингтона, написанные звучными красками, дают представление о возможностях акварели в передаче света, воздушной среды, глубины пространства.
Особенно типичен лист «Рыбачьи лодки». Его композиция тщательно продумана. Паруса своим силуэтом создают основной центр зрительного притяжения. Нежные холодные тона воды дают ощущение пространственности. А как замечательно с точки зрения техники написано небо широкими смелыми заливками!