Наброски — самый доступный вид изобразительной деятельности. Выполняются они при минимуме времени и материалов.
Любой художник в течение всей жизни уделяет им много внимания, вдумчиво изучая формы предметов, особенности их перспективных сокращений, положения в пространстве, пропорций, величины, цветовых и светотеневых характеристик.
Делая наброски, живописец особым образом постигает мир, который находится в постоянном движении.
Поначалу нужно выбирать для набросков самые простые предметы, стараясь прежде всего передать общие черты изображаемого.
Условно наброски делятся на линейные и тональные (или наброски «пятном»). Линейные наброски — наиболее распространены в художественной практике. Они позволяют мгновенно отображать увиденное, фиксируются лишь, как правило, внешние очертания предмета. При этом художник отмечает в воображении его наиболее существенные крайние точки, воспроизводя их затем на бумаге.
Можно, например, использовать (разумеется, мысленно) овал при выполнении набросков птиц. Быстро намечается линия от хвоста до клюва, характеризующая движение птицы, и здесь же моментально задается овал, в который вписывается туловище. Затем легкими штрихами уточняются детали.
Не всегда набросок получается удачным сразу. Попытайтесь запечатлеть характерное, типическое. После этого нужно не раз повторить рисунок, внимательно изучая какой-то один мотив. Несовершенные на первом этапе обучения зарисовки в дальнейшем могут оказаться грамотными, выразительными. Ребята, выполняющие в течение недели более ста набросков, сами ощущают рост мастерства, чувствуют потребность в такого рода занятиях. В их работах можно отметить и разнообразие сюжетов, умение остро видеть мир, открывать его красоту и, конечно, поделиться своими впечатлениями с другими. Но первые успехи заметны, лишь когда рисующий не рассеивает внимания, а сосредоточенно работает над одним, заинтересовавшим его мотивом.
В письме к сыну в 1926 году известный художник-педагог А. И. Савинов писал: «Наверное, у тебя уже наметились интересные темы. Если это так, то поступай, как делал я в молодости: выбери два-три мотива и отдай на их разработку все свои силы, не разбрасываясь на наброски, если таковые для разработки указанных мотивов не являются необходимыми».
Наброски можно выполнять карандашом, пером, тушью, кистью, углем, восковыми мелками, пастелью. Каждый технический прием имеет особенности, много дает для развития профессиональных навыков. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы овладеть «секретом» всех техник, постоянно совершенствоваться в каждой из них.