Что такое живописный акварельный этюд? Прежде всего это кажущаяся небрежность исполнения, эффект случайности, который при рассматривании предмета в натуре как бы не существует.
Резко очерченные плоскости, образующие форму, тающие в пространстве силуэты, многочисленные белые пятнышки, мозаичность мазка или странные затёки пигмента, как будто некоторая неровность и угловатость в формах — всё это производит впечатление неоконченной работы.
А вместе с тем с некоторого расстояния все эти шероховатости в этюде незаметны; напротив, создаётся впечатление правдиво изображённых предметов. Акварель будто не закончена, тем не менее доставляет эстетическое удовольствие. Это свойство работы красками должен прочувствовать, осознать рисующий. Этюд не должен быть дословной копией натуры — это всегда творческая переработка.
Незначительные, неинтересные детали можно обобщить или опустить и, наоборот, активизировать, выделить и подчеркнуть наиболее важные элементы композиции. Противовесом живому этюду может стать аккуратно закрашенная картинка с затушёванными, «зализанными» переходами тональных градаций. В этом случае многотрудные усилия и кропотливость делают этюд скучным, неинтересным, «замученным».
Ни одну из начатых работ нельзя бросать неоконченной, а доводить до конца, даже когда этюд неудачен. Надо работать до тех пор, пока не осознаешь, что дальнейшие усилия тщетны. В процессе обучения акварельной живописи допустимо смывать отдельные места, переписывать вновь.
Если этюд безнадёжно испорчен многократными смываниями -ушла прозрачность, звучность цвета, появилась грязь, — не спешите его выбрасывать. Проанализировав промахи, можно в испорченной работе попытаться решить большие тональные отношения, изучить способы лепки формы.
Потом взять новый лист и смело переписать этюд, учитывая ошибки как положительный, плодотворный опыт. В процессе обучения каждое задание должно чему-нибудь учить. Осознание успешности работы вызывает желание трудиться и совершенствовать умения.