Невидимое — такая же часть композиции, как и изображенное. Изменение сознания в процессе творчества приводит к тому, что в произведении сосредотачивается эмоциональная энергия.
Для ее передачи зрителю, для создания определенного энергетического поля требуется другой подход к изобразительному пространству.
И вот в своем творчестве я пришел к новому ощущению пространства. Стал посредством образности и пластики отражать те аспекты, которые раньше были объектами физики и математики.
Я начал поиск условной формы и пришел к созданию изображения многопространственности к сочетанию двух или нескольких пространств. Первое — пространство общей картинной плоскости. Это отображение определенного вида пространства, возникшего в результате Большого взрыва, расширения Вселенной, образования новых галактик.
Изобразительное искусство, как уже сказано, пользуется языком знаков. Воспринимая знаки, зритель знакомится с образом, через образ в процессе эстетического переживания воспринимает картину мироздания.
В картинной плоскости господствует прямая перспектива. Ее восприятие в моих работах усилено тем, что практически всегда видна точка схода. В изображении действуют законы начертательной геометрии. Это пространство, с одной стороны, бесконечное, всеобъемлющее, с другой — окружающее человека, со своей определенной метрической системой.
Второе — это пространство единого цельного пятна. Оно играет огромную роль в моих работах и образует, в свою очередь, определенное своеобразное внутреннее «сжатое пространство». Возникая в общей картинной плоскости, пространство единого цельного пятна начинает сосуществовать параллельно. Это пространство «искривлено» под действием гравитации, оно уже не подчиняется законам Евклидовой геометрии.
Единое цельное пятно — это в определенной степени образное, знаковое отображение гравитации, которая в современной науке была интерпретирована как поле искривленного пространства. Оно изменяет восприятие пространства общей картинной плоскости. Пространство начинает восприниматься как своеобразный тоннель. Композиционное движение усиливается, и зритель ощущает концентрацию энергии, отображенной пластическими средствами.
Композиционные лучи, идущие из центра вовне, создают ощущение расширяющегося пространства. Начинается своеобразный диалог «художник-зритель». Пространство общей картинной плоскости становится открытым, и в нем находится зритель, в отличие от старинных произведений, где картинная плоскость представляла своего рода окно.