Как видно из снимка внизу, рынок насыщен яркими цветами, необычными формами и множеством фигур — великолепный сюжет для любого художника! Хотя идея расположиться среди такой суеты и толкотни многим не покажется заманчивой. Наткнувшись на такую сцену, доставайте альбом для набросков. Занесите туда все, что видите, и в спокойном месте поработайте над своим произведением. Суматоха рынка трансформируется вами в отлично проработанную, приятную глазу картину, которая, даже подкорректированная и немного видоизмененная, все-таки сохранит шарм и колорит рынка в более смягченной форме.

Открытый рынок на острове Бали

Представлены несколько набросков, использованных в картине. Схематичный композиционная зарисовка размером не более открытки.


С опытом к вам придет умение передавать массу информации в быстром наброске позы. У художника было лишь несколько минут, чтобы набросать очертания позы этой женщины, когда она шла по рынку. Пока он наблюдал за ней, женщина несколько раз принимала такое положение при ходьбе. Продолжая наблюдение, художник смог детализировать изображение.

Эта молодая женщина сидела неподвижно. И тем не менее первый набросок художник сделал в считанные минуты, пока женщина не поднялась. Однако у него была возможность изучить, где одежда висит свободно, а где туго натянута. Сгибы и складки обусловлены положением тела женщины, и их передача была, несомненно, важна для изображения убедительной фигуры.

На картине художник слегка изменил позу этого мужчины, избранного объектом для рисунка, но работал по наброску, сделанному на рынке. Лицо прорисовано упрощенно, поскольку большое количество деталей не соответствовало бы общему замыслу.

1. Используя эскизы, выполненные на рынке, художник начал рисовать карандашом. Затем он проработал рисунок ровными заливками различных цветов с помощью плоской и круглой акварельных кистей.

Заметьте, что на рисунке очень мало сложных цветовых сочетаний: небо выписано синим кобальтом и синим марганцем, бамбуковый навес — жженой сиеной с небольшой добавкой натуральной сиены, остальные цветовые пятна представлены такими же простыми сочетаниями.

ФРАГМЕНТ

Некоторые участки — бамбуковый навес и листва — были высветлены соскабливанием краски, пока она оставалась сырой.

2. Художник продолжил прокладывать цвета, по-прежнему работая плоской и круглой кистями. Кроме того, он искал способ передачи внешнего вида объектов не только формой. Решением стало изменение тонов от темных к светлым, от теплых к холодным, от насыщенных к приглушенным и так далее. Великолепный пример такой техники — расположение тканей позади мужчины, а на переднем плане — выделение узора корзины на фоне темных предметов, находящихся внутри.

ФРАГМЕНТ

Обратите внимание, как тюк на голове женщины оттеняется бамбуковым навесом, голубым небом, руками и тюрбаном.

3. Как показано вверху, далее художник обозначил множество теней, придающих объектам форму и создающих эффект солнечного света. Он покрыл слоями лессировки многие участки под белым тентом и бамбуковым навесом. (Лессировка — нанесение прозрачного слоя краски на уже высохшие слои.) Эти слои, будучи темнее, помогают «собрать» темные участки, отделяя их от светлых пространств и вызывая ощущение глубины.

Как следует смешивать цвета для теневых участков? Возьмите больше той же краски, что вы использовали, добавьте немного дополнительного к ней цвета плюс немного любого другого цвета, которым отражается переход в тень. Если пропорции правильны, все получится отлично!

ФРАГМЕНТ

Посмотрите на пурпурную блузку женщины, несущей на голове тюк. Чтобы добиться цвета тени, художник взял больше пурпурного, добавил чуть-чуть дополнительного к нему (желто-зеленого) и немного голубого, обозначающего отраженный от неба свет.

ФРАГМЕНТЫ ЗАВЕРШЕННОЙ КАРТИНЫ

Том Хилл

БАЛИЙСКИЙ РЫНОК

Акварель

4. Перед вами законченная акварель. Она не очень отличается от иллюстрации на с. 65, поскольку все ее основные компоненты были уже проработаны: эскиз, композиция, цвета и тона, «дух» картины. Все, что художнику оставалось сделать, чтобы завершить рисунок, — это внести несколько деталей, добавить пару цветовых штрихов и осмотреть работу в поисках очевидных ошибок или забытых мелочей.

Предыдущая статьяИзобразительное искусство на рубеже XIX — XX вв.
Следующая статьяАнтуан Ватто (1684-1721)