Один из лучших способов определить тональную градацию — просто посмотреть на вашу модель чуть прищурившись. Подобный взгляд игнорирует детали и оттенки и концентрирует внимание на больших тональных массах.

На рисунке слева цветные пятна разбросаны вдоль шкалы света и тени. На несколько секунд задержите свой взгляд на шкале, а затем проверьте, сможете ли вы восстановить местонахождение пятен относительно того или иного деления шкалы.

Данная иллюстрация — хороший пример изменения соотношения света и тени в зависимости от того, освещен предмет или нет, и если освещен, то насколько. Яйцо, хотя и более гладкое из-за отсутствия выпуклостей и впадин, присущих человеческой голове, имеет похожую форму. Когда яйцо освещено сверху, мы видим, что самая яркая его часть (самый светлый тон) — это верхушка. Чем дальше от света, тем темнее становится яйцо. Заметьте, что человеческой голове свойственно то же самое. Чтобы увидеть представленный пример более наглядно, переверните книгу и посмотрите на рисунок в перевернутом виде.

Линейный рисунок

В самых общих чертах рисовать — значит оставлять следы на поверхности, а если говорить точнее, рисунок можно определить как комбинацию линий, сделанных карандашом, тушью, углем или мелом. В данной главе представлены копии с работ великих рисовальщиков, выразительность которых достигается лишь характером линий, с помощью которых передан сюжет. Не имея возможности представить в хронологическом порядке всю историю развития линейного рисунка, доисторические примеры которого можно увидеть на стенах пещер во Франции или в пустыне Сахара, и оставив на время в стороне Древнюю Грецию, я отобрал характерные произведения от эпохи Возрождения до наших дней, которые, как мне кажется, наглядно передают широкую гамму подходов к рисованию. Нередко они дополнены увеличенными фрагментами.

Пусть некоторые из рисунков — всего лишь эскизы, они, тем не менее демонстрируют, какими средствами удается мастеру выразить ощущение объема и вещественности. Переплетением легчайших штрихов он способен передать трехмерный объем в движении или в состоянии покоя. Любой одухотворенный художник успешно скрывает мастерскую сноровку, очерчивая формы простейшим образом. Хороший рисунок исключает сложность.

Из этих примеров становится ясно, что от понимания разнообразных и утонченных приемов линейного рисунка в огромной степени зависит качество ваших работ. Как сила штриха, его светочувствительность, способность к смене интенсивности, так и другие вариации такого способа рисования помогают художнику весьма несложными средствами подтолкнуть зрителя к целой гамме ощущений.

Предыдущая статьяМногослойная техника при рисовании
Следующая статьяДоработка фона и одежды