Мадам Рекамье

Революция берет в свои руки организацию празднеств и пользуется ими в своих целях. О том, какое огромное политико-воспитательное значение имеют такие праздники, говорить не приходится, достаточно ознакомиться хотя бы на кинофильмах с тем, что сделано в этом направлении в СССР: шествия военные и спортивные, массовые зрелища, хоры, пляски и т. п. Нужно сказать, что празднества Французской революции своим духом и поставленными целями аналогичны советским массовым праздникам. Так же, как и теперь в Советском Союзе, они служат возвеличению человеческого достоинства и развитию сознания мощи коллектива.

Конечно, не все население принимало участие в этих празднествах, существовали и зрители, но зрители были теснейшими узами связаны с участниками шествия, между теми и другими чувствовалась сплоченность, они принадлежали к тому же классу, у них те же запросы, те же интересы и цели. Зрители сегодня, — они будут действующими лицами завтра, и наоборот.

Давид вскоре освобождается от влияния католической церкви, которое проявилось в первых организованных живописцем революционных праздниках.

При перенесении праха Вольтера в Пантеон Давид черпает свое вдохновение исключительно в античности. На рисунке Лагрене, сделанном сепией (музей Карнавале), изображена погребальная колесница, окруженная танцовщицами в греческих костюмах и певцами, распевающими гимн Госсека на слова Андре Шенье. Эта погребальная колесница в античном стиле, по рисунку Давида, следовавшего указаниям Кзтрмера де Кенси, снова фигурирует 15 августа 1792 года на Празднике Свободы в честь швейцарских солдат из Шатовье, павших жертвой несправедливости своих офицеров. Торжественное шествие, в котором колесница на этот раз везет взбунтовавшихся солдат, одетых каторжниками, в цепях, «разбитых волей народа». Колесница сопровождается девушками в белых одеждах, с пальмовыми ветвями в руках, и подростками, которые несут таблицы с «Законом» и бюсты великих людей.

Андре Шенье, оскорбленный таким возвеличением взбунтовавшихся солдат, в бешенстве пишет:

Достойны наших глаз- искусства, блеск убранства,
Достойны нашей вы свободы,
Достойны гнусного над Францией тиранства,
Достойны вы безумия и чванства,
Давида глупого, кого я пел в те годы.

Погребальные шествия, начиная с перенесения праха Вольтера, имеют в основном светский характер. Похороны же Симоно, мэра Этамп, убитого во время волнений при введении регламентированной продажи хлеба, в некоторой степени напоминают королевское погребение. На похоронах короля обычно показывали его изображение: лицо из раскрашенного воска делалось по посмертной маске. Голова, надетая на манекен, в подлинных одеждах короля, давала в последний раз представление о покойном монархе, каким он был при жизни. При этом старались добиться наибольшего сходства. Давид возвращается к этому старинному обычаю: организуя похороны Симоно, он поручает своим ученикам сделать барельефный портрет мэра Этамп, который на похоронах несут молодые художники в греческих одеждах.

Остановимся здесь на некоторых празднествах, организованных Давидом. Праздник Федерации 10 августа — «Праздник Природы» или «Возрождения» является блестящим завершением всего, созданного в этом отношении Давидом.

В 1793 году Конвент ассигнует миллион двести тысяч ливров, чтобы должным образом отметить годовщину падения монархии, и Давиду поручается устройство этой гражданской манифестации.

Художник составляет докладную записку по вопросу об организации этого праздника, зачитывает ее в якобинском клубе, а потом в Конвенте. В вводной части проявляются лирические и мистико-революционные настроения Давида. Он хочет, чтобы народ, весь народ предстал: «перед глазами предвечного. В тебе одном он узнает свое создание. Он увидит людей, какими они вышли из его божественных рук и Давид кончает свое введение: «Любовь к человечеству, свобода и равенство, воодушевите мою кисть!» Слова, над которыми посмеялся не один биограф Давида, не стараясь проникнуться мировоззрением 1793 года.
Мадам де Вернинак
Мадам де Вернинак
Мадам Рекамье
Мадам Рекамье

Предыдущая статьяНаписание портрета мэра
Следующая статьяУкрашение Парижа