Здесь мы остановимся на отдельных технических приемах рисования, которыми пользуются художники, создавая талантливые картины. Мы увидим, каким образом художник ставит себе на службу преимущества той или иной техники и вкладывает мастерство, создавая произведение искусства.
Имеет значение качество материалов и инструментов, от которого зависит, будет ли картина смотреться именно так, как задумал художник. Обращаться с ними несложно, но для того, чтобы картина не казалась вымученной, нужна практика. Вам также придется подумать о том, как постепенно выстроить рисунок, то есть как подойти к нему таким образом, чтобы, нанося последние штрихи, не пожалеть о первых.
Я не устану подчеркивать, насколько важна постоянная практика для создания рисунков, которыми вы могли бы гордиться. Чем больше вы будете упражняться, тем быстрее добьетесь удовлетворительного результата. Кроме того, постарайтесь пользоваться разными принадлежностями, так как чем чаще вы будете работать с новыми материалами, тем лучше вы сможете оценить качество тех, с которыми уже знакомы.
Два рисунка великих художников-импрессионистов служат примером тому, как, пусть схематично, можно передать характер и наружность человека.
Молодая крестьянка Камиля Писсарро (1831-1903) нарисована весьма лаконичными средствами, легкой штриховкой по бумаге. Хотя линии очень разрежены, не возникает сомнения в том, что перед нами — живая молодая женщина с крепкими руками и торсом. У нее округлые плечи и широкая талия. Несмотря на нижнюю юбку, наверное, надетую под верхнее платье, облик позволяет предположить, что у женщины также широкие бедра. Скользя по ее телу, наш глаз видит ее такой, какой ее видел художник.
Несмотря на некую схематичность этого сделанного углем эскиза по картине Дега, мы немедленно узнаем фигуру скрипача, одетого по моде
XIX столетия. Хотя костюм скроен так же, как любой другой, и должен скрывать тело, мы не сомневаемся в солидных объемах мужчины.
Закругленные линии рукавов и штанин, а также сильно выступающий живот вполне ясно говорят о том, что под одеждой крупное тело.
Сезанн стремился рисовать и писать, передавая правдивые формы реальных объектов, но так, как их видел он сам. Он был великим рисовальщиком, искавшим во всем структурные закономерности, в этом смысле ему нет равных. Все художники начиная с его современников в неоплатном долгу перед ним. Огромный вклад Сезанна в искусство заключается в том, что он создавал целостное изображение, предполагавшее несколько точек обзора. Вдохновленные его примером кубисты пытались показать реальный мир под разными углами зрения, так они революционизировали привычные формы изображения.
Продуманное размещение персонажей рядом друг с другом — весьма действенный способ построения удачной композиции. Очевидный контраст, который создает Пикассо между лежащей и сидящей фигурами, воспринимается как яркое высказывание.
Рисунок Пикассо с изображением девушки, сидящей на кровати подле спящего мужчины, — один из многих в серии тех, что посвящены взаимоотношениям мужчины и женщины, либо художника и модели, сатира и нимфы, или же двух любовников. Рисунок пером и акварелью отличается своеобразием и пониманием того, как написать портрет так, чтобы, с одной стороны, с ясностью передать отношения, сложившиеся между персонажами, приглушив их в то же время. Кто эти люди? Может быть, это Психея и Купидон или же просто какая-то женщина, ожидающая пробуждения своего любовника? Интересно отметить положение нижней части его ровно лежащего тела, наполовину скрытого ее изогнутой, созерцательной позой со спущенной с кушетки ногой. Ее бледное, округлое тело в сумрачной комнате несет на себе отпечаток какой-то полной достоинства натуральности. То, что она пристально смотрит на него в то время, как он спит, подразумевает некие узы или напряжение, существующее между ними.
Ватто, один из превосходных французских рисовальщиков XVIII столетия, изображал чудесные сценки из жизни буржуа и аристократов. В его элегантных и на первый взгляд с легкостью выполненных с натуры рисунках сквозит безусловное мастерство.
Как и все великие художники, он прилежно учился своему ремеслу. Мы тоже можем поучиться, повторяя его простые до совершенства, мягкие линии и свободное, но точное владение градацией тонов. Обратите внимание на подтекст, заложенный в его рисунках. Приятно смотреть на естественные, раскрепощенные движения его героев. Создается ощущение, что перед вами — живые люди, которых художник запечатлел именно в нужный момент, когда движение уравновешенно, но еще не потеряло динамики. Модели позировали ему, и даже если он, так или иначе, предполагал, каким будет следующее движение, персонажи выглядят так, словно нарисованы очень быстро, будто схвачены в момент перехода одного движения в другое. Многие из этих рисунков стали прообразами картин.
На копии рисунка Ватто изображена сидящая девушка, которая будто просит чьей-то помощи, чтобы встать с пола, ее согнутые ноги запутались в пышных шелковых юбках. Лиф облегает накидка с рукавами более жесткой текстуры, образующей очень заметные складки на сгибах рук. Небрежные, быстрые штрихи Ватто наводят на мысль о том, что рисунок сделан с натуры и художнику крайне лаконичными средствами удалось передать фактуру ткани, из которой пошито платье.
Рисунки Рембрандта, вероятно, заключают в себе все свойства, которые желал бы видеть в своих работах любой из современных художников. Его зарисовки стремительны, красноречивы, с необыкновенным мастерством он фиксируют неуловимые движения или эмоции. Те из его работ, что выполнены в более скрупулезной манере, сродни архитектуре, каждая деталь прорисована и проработана на сто процентов. Обратите внимание на то, как меняются линии в зависимости от замысла художника, который порой почти не прилагает усилий, а порой точно продумывает каждый штрих, не полагаясь на случай. Какое потрясающее мастерство!
Подражая Рембрандту, мы должны тщательно обдумать его метод структурирования рисунка. В некоторых из его работ небрежные, накладывающиеся друг на друга линии с как будто неопределенной, создающей форму штриховкой являются результатом очень точного и скрупулезного наблюдения. Стремительные штрихи других его быстрых зарисовок с ясностью демонстрируют то самое главное в формах и движениях объекта, что нужно запечатлеть.
Английский художник Джефри Эллиот (род. в 1935 г.) изображает фигуры в виде универсальных форм. Он не пишет портретов в общепринятом смысле слова. Острее и гораздо интереснее Элиот выражает себя в обобщенных формах, заполняющих обширные пространства, нежели в попытках создания единичных произведений на бумаге. Подобный подход свидетельствует о том, что удачная работа может быть далека от близкого сходства с объектом. Талантливый рисунок может стать исключительно выражением эстетических воззрений и опыта овладения формой.
Рисунок лежащей обнаженной женщины, сделанный Рембрандтом в 1658 г., демонстрирует его блестящее владение кистью. Лаконичные линии и переходы очень светлых тонов достигают максимального воздействия на зрителя, несмотря на минимальную проработку рисунка.