Случалось ли вам видеть умело нарисованный пейзаж, городской или морской, в котором как-будто чего-то не хватает? Зачастую в таких картинах недостающим элементом являются люди. Без них пейзаж выглядит пустынным. Конечно, не каждой картине для завершенности требуется присутствие людей, но многие сюжеты выигрывают с появлением одной-единственной фигуры — особенно, когда она выглядит убедительно и идеально вписывается в общий замысел работы. Добавляя фигуры в ваши рисунки, вы сразу убиваете двух зайцев — придаете картине объем и оживляете ее. По тому, как одеты люди на картине, по их позам и движениям можно судить о погоде, поре года или времени суток; они также могут выступать в роли композиционного центра.
Тщательное наблюдение во время рисунка с натуры, извлечение полезного опыта из своих ошибок и изучение работ мастеров поможет вам научиться рисовать человеческие фигуры. А прямо сейчас могу посоветовать несколько довольно простых способов обозначить небольшие или случайные фигуры на вашем рисунке, подобные показанным справа.
Если вы рисуете на пленэре и хотите включить в сюжет кого-то из окружающих, будьте уверены, что никто из них не останется в одном и том же положении длительное время. Зафиксируйте понравившуюся вам позу быстрым схематичным рисунком, обозначающим общие пропорции и положение фигуры. Вам поможет только практика. Указанная справа последовательность действий иллюстрирует переход от схематичного наброска к небольшим завершенным фигурам.
Зафиксированы общие контуры фигур для обозначения позы тела.
Более четко, но достаточно просто намечаются очертания тел, одежды и волос.
Фигуры рисуются как простые формы, после чего добавляются тени и некоторые детали.
Том Хилл
СТАРЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ КВАРТАЛ
Акварель