Наиболее распространенным видом художественного ремесла в русском народном творчестве была вышивка, часто с применением речного жемчуга, бисера или полудрагоценных камней местного происхождения.
Она служила излюбленным средством украшения одежды и интерьерных тканей. В старинных рукописях встречается много рисунков, изображающих древнерусскую обстановку с применением декоративных тканей для обивки стен.
И изделиями различных художественных ремесел украшались не только палаты знатных и богатых людей в древней Руси, но также светлицы в обыкновенной крестьянской избе. Эту особенность подметили иностранные путешественники они писали, что «русские любят все укрывать и покрывать».
Климатические условия давно подсказали русским строителям мысль использовать замечательные теплоизоляционные свойства суконных тканей. Сукно – шерстяная ткань, поверхность которой покрыта ворсом, – обладало исключительной прочностью, бархатистостью фактуры, хорошей восприимчивостью к красителям и другими качествами, весьма ценными для декоративно-отделочного материала.
Историк И. Забелин отмечает, что «внутри хором стены, потолки, лавки и полы почти никогда не оставались голыми. Их «наряжали» обыкновенно сукнами. Для стен и потолков сукно было так же употребительно, как теперь обои».
Сукнами «наряжались» не только деревянные хоромы, но и каменные палаты, если они не были украшены живописью, и не только стены и пол, но даже своды. Чаще всего употребляли «красный багрец», «червлёный», «червчатый» и другие оттенки, производные от красного.
Обивка была своеобразной и отличалась от наших представлений о мебельных тканях. Скамьи, лавки, кресла, сиденья и спинки в то время обивались преимущественно красным или зеленым сукном, отделанным шелковым галуном с серебром и золотом, под которое обычно подбивался грубый холст или войлок.
Старинная русская мебель обтягивалась также сафьяном (кожей из шкур овец и коз) и тиснеными кожами, а скамьи и лавки покрывались еще тюфяками. Чаще всего в подобной обивке употреблялись сукна разных цветов, так называемые «полавочники», которые нередко украшались растительными узорами, а также изображениями птиц и животных. Снизу «полавочники» подбивались крашеным холстом – «крашениной» или «киндяком», а сверху украшались сшитыми вперемежку клиньями из разноцветных суконных кусочков.
Конечно, сукно было не единственным видом тканей в убранстве комнат. В праздничные дни его заменяли бархат и атлас.
Непременной деталью древнерусского знатных сословий были всевозможные полавочники, настенные и напольные ковры, скатерти и покрывала, сшитые из различных кусков золотых, бархатных и атласных тканей. Особенно широко использовались завесы: ими закрывали окна и двери, задергивали зеркала и иконы, завешивали кровати, перегораживали комнаты.
Для этого использовали самые разные ткани – от легкой шелковой камки до дорогого бархата и аксамита. В XVIII в. практика составления завес из нескольких тканей исчезает. Предпочтение отдается штофу – шелковой узорной двухсторонней ткани. Тканями обивали всевозможные шкатулки, переплетали книги, даже поставцы для посуды, занимавшие в древнерусском интерьер с значительное место, украшали цветным сукном и шелком.
Дорогие узорные шелковые ткани привозили в Россию из разных стран. В убранстве могли соседствовать ткани Востока и Запада. Они представляли большую материальную ценность, непременно включались в состав посольских даров и были признаками знатности и богатства.
Мода на ткани была строго регламентирована и неспешна: известна турецкая ткань, рисунок которой просуществовал два столетия. Для всех привозных тканей была характерна яркая цветовая гамма, изысканные и пышные узоры, виртуозная техника ручного ткачества.
Старинный обычай «наряжать» комнаты цветными сукнами и «крашениною печатного» оставался в русском быту вплоть до середины XVIII в., пока не вошли в употребление бумажные обои, заменившие почти все виды тканых обоев.
Сегодня технологию обивки стен деревянной избы сукнами с успехом может заменить обивка текстильными обоями, И обои можно подобрать соответствующих рисунков, зная, что на Руси всегда были в обиходе ткани восточного происхождения. Или это как раз византийские узоры? В культурных напластованиях все так переплелось…
Но что ни говори, а голые деревянные стены наводят на многих некоторое уныние: сразу понимаешь, что в этих стенах, при всей их экологичности, из всех интерьерных стилей с успехом можно создать только Кантри. Но, зная теперь, как жили наши предки, к решению этого вопроса можно подойти творчески, по-новому.
Только «византийского» в вашем интерьере должно быть немного – легкий намек в тканях. Основные предметы убранства должны нести ярко выраженный «русский» характер, а весь ансамбль подобран с большой деликатностью и тонким вкусом.