В числе многих уральских заводов, изготовлявших чугунные художественные отливки, мы назвали Каслинский чугунолитейный завод. Он приступил к художественному литью позже многих других заводов Урала. Еще в начале
XIX в. в Каслях отливают горшки, чаши «для азиатцев» и другие хозяйственные изделия. Лишь во второй четверти XIX в. зарождается и быстро развивается художественное литье. Так, по архивным данным, уже в январе 1845 г. отлито 6 диванов, 8 подсвечников, 6 тарелочек; позже начали отливать корпуса для часов, садовые кресла и другие изделия. В 40-х годах XIX в. Касли завоевывают широкую известность своими художественными отливками. Творения каслинцев становятся непревзойденными. И это не случайно.
Каслинские мастера умело и разумно использовали опыт лучших мастеров других заводов. На завод были приглашены с Кушвинского завода 12 формовщиков художественного литья и 12 чеканщиков и среди них выдающиеся мастера — братья Смолины. Чтобы придать ремеслу чеканки истинный дух творчества, из Златоуста приглашают мастеров чеканки по стали. И каслинские мастера не только впитали все лучшее, что было достигнуто в художественном литье на передовых заводах Урала, но и развили его дальше и в технике литья и в филигранной отделке отливок.
В стремлении каслинцев к совершенству, к приобретению творческих навыков, а также в подвижнической деятельности ряда скульпторов, высоко оценивших богатые возможности чугуна как материала для художественных отливок, поверивших в талант простых людей, в их умение глубоко чувствовать красоту пластики,- одна из причин огромных успехов каслинских мастеров.
Каслинские мастера
В 1876 г. на завод приглашается скульптор М. Д. Ка-наев, который не только обогатил каслинское литье своими произведениями («Избушка на курьих ножках», «Цыганочка», «Геркулес, разрушающий пещеру ветров» и др.), но и под воздействием творчества уральских умельцев придал своим творениям народный характер, а темы для них брал из самой жизни. Хорошо понимавший творческую сторону труда литейщиков, М. Д. Канаев старался развить в них художественный вкус. Предвидя большую перспективу развития чугунного художественного литья, он стремился повысить профессиональное мастерство формовщиков и чеканщиков. В организованной им на заводе художественной школе литейщики обучались приемам формовки, лепке и чеканке по металлу.
Вслед за М. Д. Канаевым в Касли переезжает скульптор Н. Р. Бах. Он руководит художественной школой, трудится над повышением художественного уровня литья и, отрешась от академизма, становится замечательным анималистом.
Большой вклад в развитие каслинского художественного литья внесли русские скульпторы Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. Л. Обер. Каслинцам посылали свои работы Р. Р. Бах, Ф. Ф. Каминский и другие.
В 1921 г. в Касли приезжает К. А. Клодт, продолживший традиции М. Д. Канаева и Н. Р. Баха. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и создает ряд самостоятельных произведений.
В советский период над современной тематикой, кроме К. А. Клодта, в Каслях работали скульпторы Н. Горский и М. Озерский. Искусство каслинского художественного литья оттачивалось, шлифовалось на протяжении всей его истории.
Каслинские умельцы
Каслинские умельцы создали огромное количество художественных произведений из чугуна. Только за последние 30 лет прошлого столетия замечательные каслинские отливки двенадцать раз удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках, оставаясь непревзойденными в мире. В прейскуранте завода за 1913 г. числилось 750 наименований. Эти изделия принесли мировую славу каслинцам.
Всемирное признание получили такие отливки, как уже упоминавшиеся «Мефистофель» и «Дон-Кихот» скульптора Готье и формовщика Самойлина, а также «Клоун и наездница» скульптора А. Соловьевой и формовщика Н. Теплякова, «Крестьянка с граблями на лошади» скульптора Н. И. Либериха, «Киргиз на лошади» скульптора А. Л. Обера, «Прощание казака с дивчиной» и многие другие.
Особенно интересной является скульптура «Россия». Долгое время считалось, что было изготовлено всего две такие отливки, после чего модель была уничтожена. Одна из них направлена царю и по дороге разбита, а вторая вошла в коллекцию художественных изделий, которые со знаменитым каслинским павильоном демонстрировались в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. С тем же павильоном она вернулась в Касли и в настоящее время хранится в Свердловской картинной галерее. Однако известный знаток истории металлургии Н. А. Незенин на одном из уральских заводов обнаружил третью скульптуру «Россия» работы Каслей. Фотография этой третьей скульптуры приведена. Сейчас трудно сказать, откуда она взялась. Быть может, это «царский» экземпляр, по каким-то причинам так и не дошедший к адресату. Но может быть, это действительно третий экземпляр статуи, изготовленный литейщиками тайно. Это предположение вероятнее всего, ибо раньше литейщики так часто и поступали.