Золотное шитье

Шитье золотом является одной из разновидностей художественного шитья. Вышивкой золотой нитью украшались церковные облачения, церковная и домашняя утварь, предметы костюма как народного (платки, головные уборы, рукава рубах, верхняя одежда, обувь), так и светского (вышивки на платьях и костюмах высшего сословия, позже чиновников и военных).

Проблема происхождения золотного шитья до сих пор остается недостаточно изученной. В работах таких исследователей, как М. В. Фехнер, М. А. Сабурова, А. К. Елкина, М. О. Новицкая, Л. И. Погодин, К. А. Михайлов, Е. Ю. Катасонова и некоторых других поднимаются вопросы, касающиеся времени возникновения, происхождения материалов, используемых в вышивке.

Кроме этого, рассматриваются проблемы заимствований основных орнаментальных мотивов русского золотного шитья. Датировки происхождения золотного шитья в работах этих авторов основаны, прежде всего, на археологических памятниках и зачастую разнятся. Самой распространенной является точка зрения о замствовании золотного шитья из Византии практически одновременно с принятием христианства.

Существует также мнение, что золотное шитье появилось как подражание парчовым золотным тканям. Это утверждение довольно спорное, поскольку парча – изобретение более позднее, предполагающее развитую технологическую базу. Поскольку самые ранние образцы золотного шитья или золотных тканей имеют археологическую природу, поэтому необходимо учитывать большое количество факторов, влияющих на сохранность тканей и вышивки.

Зачастую плохая сохранность ткани в почве, ее напластование, связанная с этим деформация золотных нитей является причиной ошибочных выводов исследователей о способе их производства. Имеются точные данные, согласно которым древнейшие образцы восточной вышивки золотной нитью датируются IV в. до н. э., в то время как наиболее ранние парчовые ткани относятся к XII в. н. э.

Крупнейший знаток средневекового текстиля М. В. Фехнер в статье «Древнерусское золотное шитье Х–XIII вв. в собрании ГИМ» обращает внимание на тот факт, что иногда специалисты ошибочно принимают некоторые древнерусские образцы золотного шитья за парчовые ткани, так как вышивка выполнялась таким образом, что возникала сплошная блестящая поверхность, характерная для золотканых материалов, в которых основа шелковая, а утком является золотая или серебряная нить.

В ряде музее в ходе изучения фрагментов древней золотной вышивки был сделан вывод о том, что эти образцы украшены именно вышивкой, а не тканым узором. Одними из первых европейских народов, который в эпоху раннего средневековья стал использовать для украшения парадной или праздничной одежды вышивку золотом были франки.

Среди самых известных находок золотного шитья этого времени в Западной Европе были образцы, обнаруженные в королевских усыпальницах представителей династии Меровингов близ Парижа и Кельна. Золотошвейные туалеты присутствовали в погребениях знатных женщин, которые либо состояли в родстве с королями, либо занимали очень высокие должности при дворе.

Кроме того, ранними образцами европейского золотного шитья являются части металлизированной тесьмы из англо-саксонских погребений VI–VII вв. Археологические находки на территории современной России (Западная Сибирь) указывают на то, что в кочевых племенах Евразии уже с I–IV вв. н. э. среди знати были широко распространены шелка, расшитые золотными нитями.

Сохранившиеся памятники свидетельствуют, что золотным шитьем украшались фрагменты шелковой одежды (куртки-кафтаны, штаны, платья, плащи-накидки, обувь), редко одежда была целиком сшита из расшитого золотом шелка. Вышивкой металлическими нитями украшались чехлы на футляры для зеркал и чехлы на колчаны.

Характерно было также использование в качестве дополнительных украшений разнообразных золотых нашивок из золотой фольги, бляшек, пронизок, пряжек и т. п. Шелковые ткани как с вышивкой, так и без нее появились на территории Западной Сибири с началом функционирования Великого шелкового пути. На основе анализа шелковых нитей этих тканей было выявлено, что они преимущественно производились в Китае.

Учитывая факт тесного взаимодействия культур (набеги кочевников, захваты территорий, торговля), можно предположить, что отдельные изделия с золотной вышивкой попадали на Русь до принятия христианства в 988 г.

К проблеме происхождения русского золотного шитья обращаются не только археологи, но и этнографы, и историки искусства. В. В. Стасов в альбоме «Русский народный орнамент», исследуя орнаментальные мотивы русской народной вышивки, пришел к выводу, что основой для русского орнамента послужили азиатские узоры, которые несколько изменились под влиянием финских традиций.

Е. Н. Клетнова в работе «Символика народных украс Смоленского края» указала в качестве источника русского орнамента также культуру Востока, но без северных влияний. Однако до настоящего момента вопрос о связях, возможных взаимных влияниях и заимствованиях между древнерусским, восточным, северным и западноевропейским орнаментальным шитьем изучен недостаточно.

Не рассматривая проблему места производства шелковых тканей и золотных нитей, Е. Ю. Катасонова в статье «Золотное шитье домонгольской Руси Х–XIII вв. «останавливается на способе поступления золотошвейных предметов на Русь. Они могли быть представлены в качестве военной добычи, товара, даров или дани. В этой же работе указывается на то, что первые упоминания о предметах золотого шитья и драгоценных тканях на Руси относятся к IX в.

Упоминания о дорогих шелковых тканях встречаются также в древних письменных источниках. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о походе князя Олега в 907 г. на Константинополь, который, как известно, окончился подписанием выгодного для Руси договора. Описывая военные походы князя Олега, автор упоминает о возращении князя в столицу Руси после победоносного похода следующее: «И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье».

В связи с этим можно предположить, что уже в начале Х в. на Русь попадали образцы золотного шитья из Византии, которая в золотошвейном искусстве к этому времени достигла больших высот. Примечательно, что «паволоки» (дорогие, богато украшенные шелковые ткани, которые могли быть украшены золотной вышивкой, поскольку к этому времени парчи еще не существовало) в летописи нередко упоминаются в одном ряду с золотом и другими дарами, что свидетельствует об их высокой ценности.

На Русь «паволоки» постутпали преимущественно из Византии. Известно, что князь Игорь организовывал поход на Константинополь в 941 г., после которого «взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси». Интересно также, что Византия в течение длительного времени пыталась ограничить покупку русскими купцами золотошвейных предметов.

Так, в договоре 945 г. прописано, что приобретение «паволок» возможно только исходя из ограниченной суммы «Когда же русские входят в город, то пусть… не имеют покупать паволоки дороже, чем по пятидесяти золотников». И все же самыми важными в определении времени появления золотного шитья на Руси являются археологические образцы.

К. А. Михайлов в статье «Ранние образцы древнерусского золотного шитья» упоминает пятнадцать находок золотного шитья X в., материалом для которых, помимо золотных нитей, послужили фольга и бить. Наиболее ранние образцы золотных вышивок были обнаружены в ходе раскопок в могильниках Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Количество находок было невелико, и в большинстве случаев они происходили из древнерусских «дружинных» погребений.

В то время существовало несколько приемов производства металлической нити. Ее изготавливали из расплющенных золотых или серебряных позолоченных металлических пластин толщиной около 0,2–0,5 мм или из проволоки круглого сечения, которыми обвивалась органическая основа или крашеные шелковая или льняная нити.

Последний вариант изготовления был более распространенным. Золотной нитью вышивались ленты, которые были очень похожи на более поздние галуны, тесьма на головных уборах женщин, верхняя одежда состоятельных мужчин и т. д. М. В. Фехнер в своих статьях рассматривает памятники древнерусского золотного шитья эпохи раннего средневековья, хранящиеся в Государственном историческом музее г. Москвы.

Почти все образцы вышиты по однотонному, без узора шелку преимущественно в красной цветовой палитре позолоченными серебряными нитями, что, скорее всего, делалось из стремления следовать традициям византийского монастырского шитья Х–XIII вв. Самой ранней в коллекции Государственного исторического музея является вышивка второй половины Х в. из княжеского погребения в Чернигове.

По технике исполнения она аналогична большинству известных русских вышивок Х–ХII вв: по шелковой ткани швом «на проем» золотными нитями выполнен стилизованный растительный орнамент. При таком способе шитья нити пропускаются насквозь через шелковую ткань, в результате чего на лицевой стороне получаются длинные, плотно прилегающие друг к другу стежки, а на изнаночной стороне – короткие.

Эта техника шитья является одной из самых старых как на Руси, так и за ее пределами. Узор иногда заполнялся швом «елочка», в котором стежки располагаются под углом друг к другу. Такой способ шитья был характерен для византийских и европейских раннесредневековых золотных вышивок. Шитье «в прикреп», при котором золотная нить прикрепляется к фону едва заметными стежками шелковой нити аналогичного цвета, появляется только в XII в и вскоре становится самым распространенным техническим приемом в вышивке металлическими нитями.

Кроме этого, контур золотной вышивки часто обводился цветным шелком швом «вперед иголку». Упомянутые выше исследователи не видят прямой связи между принятием христианства и появлением золотного шитья на Руси. Однако некоторые авторы (А. Р. Круглова, Н. Э. Утевская) все же склоняются к точке зрения, что на Русь золотное шитье пришло вместе с принятием новой веры, поэтому огромное влияние на русское золотное шитье оказала византийская традиция.

Приняв по примеру Византии христианство, Русь переняла и обряды богослужения, для которых было характерно богатство во всем: службе, одеяниях и убранстве храма. Поэтому золото присутствовало на иконах, в росписи храма, предметах мебели, роскошной вышивкой украшались золотными нитями и одежды церковнослужителей, и разного рода пелены.

Летописные свидетельства о распространении русского церковного шитья на Руси встречаются только с XI в. Русское церковное золотное шитье вывозилось также и за пределы Руси. Так, например, русские убрусы упоминаются в описи афонского монастыря Ксилургу в 1143 г. Согласно византийской традиции пространство храма являло собой синтез реального и божественного мира, в котором шитые произведения играли большую роль в убранстве храма, что связано с сакральным значением золота и серебра.

С древних времен золото считалось священным металлом. Оно было символом света и солнца. А солнце во многих религиях было высшим божеством, обязательной составляющей и причиной жизни человека. У золота и серебра существует несколько значений. Прежде всего, золото – это символ света, прежде всего света Божьей славы.

Красота света – «простая» и «единообразная», неделимая на части. Она является ближайшей аналогией красоте Бога, а «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы». Следовательно, золото – это метафора света, а свет – метафора Бога. Кроме этого, будучи символом света, золото считалось символом истины, так как познание истины было связано с познанием в себе «Божественного света».

В традициях византийской государственности и веры было желаемым наступление «золотого» века, библейского рая на земле, где нет греха и порчи, во главе которого стоит царь-Солнце, свет золота был отражением солнечного райского божественного света. А в связи с тем, что правитель является помазанником Божьим, он также должен излучать свет. Поэтому одежды изначально правителей, а позже и их приближенных, украшались золотной вышивкой.

Кроме этого, согласно Библии среди даров, принесенных младенцу Христу как мессианскому царю волхвами, были золотые предметы. Поэтому регалии мирских царей преимущественно тоже изготавливались из золота. С процессом обработки металла под воздействием высоких температур – плавкой связано еще одно символическое значение золота и серебра.

Плавка металла является, по сути, его очищением, ведь в алхимии путь металла к просветлению проходит через огонь и размывание форм. В христианской вере человек идет к очищению души, а, значит, к Богу путем мучений и страданий, так и золото проходит испытание огнем. У многих народов процесс литья был магическим ритуалом. Кроме этого, основным свойством золота (также как и серебра) является не подверженность тлению и порче.

Таким образом, символическое значение золота и серебра переносилось на вышитые этим материалом предметы обихода и детали костюма. Символично, что по большей части именно церковные облачения и предметы церковного обихода на Руси вышивались золотом. Это свидетельствовало о связи с Богом, с благословением и светом, посылаемым Богом на землю.

Интересно, что с древних времен и до начала ХХ в. вышитые с соблюдением определенных обрядов предметы обихода и детали одежды обладали особой магической силой: например, полотенцами связывали молодоженов, устилали путь к праздничному столу, накрывали младенцев, обходили с полотенцами деревни во избежание мора, на полотенцах опускали в могилу гроб и т. д.

С приходом христианства на Русь древние языческие верования не были полностью изжиты (некоторые из них существуют и по сей день), поэтому в рамках русской культуры тесно сплелись между собой православные и языческие мировоззрения. Так, с приходом христианства полотенце получило новое значение. На Руси существовало несколько видов полотенец: убрусы, рукотерки, стеновые полотенца.

Особенно богато украшались вышивкой дарные и рукобитные полотенца, которые в период сватовства вышивались невестой для жениха и его родни. Эта традиция нашла продолжение и в дискурсе христианства. Женщины изготавливали так называемую «заветную» вышивку, которая была особенно распространена на севере страны в Каргопольском уезде. Еще в начале ХХ в. в старообрядческих деревнях в случае болезни выполняли «заветную» вышивку.

Для исцеления на куске ткани золотной нитью в технике гладьевого шва вышивали больную часть тела или фигуру человека целиком, после чего вотивное подношение относили в церковь. В рамках культа деревьев, камней и источников, сохранившегося после христианизации Руси, люди приносили вышитые, в том числе и золотом, полотенца к установленным в лесу крестам или часовням.

На Руси мастерские художественного шитья существовали как в монастырях, так и при дворах великих князей. Известно, что русские правители не только участвовали в строительстве храмов, но и в их украшении. Они снабжали церкви необходимыми для проведения богослужений предметами, в том числе и различными шитыми пеленами-вкладами, на которых зачастую вышивались имена хозяек светлиц, где эти пелены изготавливались.

Золотое шитье использовалось не только для украшения церковных предметов. Как уже упоминалось ранее, оно было знаком приближенности к правителю. Среди специалистов довольно широко распространено мнение о том, что золотное шитье широко использовалось только в высших слоях феодального общества. Однако некоторые образцы древних вышивок были обнаружены в захоронениях сельского населения, в первую очередь, женских.

Поскольку все материалы, использовавшиеся в золотной вышивке, были привозными, сельские жители не могли себе позволить вышить металлической нитью все одеяние. Поэтому вышивкой по шелку украшались отдельные детали костюма, которые затем сшивались с основой из домотканой шерстяной или льняной ткани.

В вышивке встречаются подражания более дорогим золотным предметам, например золотным лентам, которые поступали на территорию древней Руси из Византии. Высокая стоимость этих лент и в то же время стремление к богатству в отделке костюма привели к тому, что орнаменты этих привозных текстильных предметов стали повторять в шитье.

Поэтому вполне возможно, что одновременно с появлением на Руси драгоценных тканей возникли и подражания этим тканям. Таким образом, можно говорить о том, что до сегодняшнего дня нет единого мнения о моменте появления золотного шитья на Руси. Это связано, в первую очередь, с объективными причинами: небольшим количеством рукописных свидетельств появления золотошвейных изделий, плохой сохранностью или полным разложением археологических памятников с вышивкой металлическими нитями.

Кроме этого, в разных районах Руси золотное шитье могло появиться в разное время, так как установившиеся границы государства не препятствовали тесному взаимодействию Руси с кочевыми племенами, другими странами и народами.

Исходя из этого, можно предположить, что золотное шитье могло появиться на Руси еще до принятия христианства на Руси в 988 г., как принято считать. Вполне возможно, что это произошло в IX в.

Предыдущая статьяВведение в теорию цвета
Следующая статьяФеномен игрушки