На рисунке пером и акварелью, где изображена римская провинция, наше видение подчиняется обдуманному выбору художника. Мы наблюдаем пейзаж с нижней точки, из впадины или небольшой ложбины с каменистыми скалами, виднеющимися слева и перед нами.
Над расположенными на переднем плане утесами возвышается старинная башня, резко очерченная на фоне неба. Наша нижняя точка обзора и гребни скал мешают увидеть большую часть пейзажа.
Благодаря занятой художником позиции наш взгляд ограничен всего лишь несколькими метрами, что заставляет сосредоточиться на деталях переднего плана, тогда как средний и задний планы практически отсутствуют.
Здесь очень светлый тон кроны подчеркнут короткими темными штрихами, отчасти напоминающими контуры листьев и ветвей.
Тяжелая каменная кладка поглощает весь дальний свет, поэтому она размыта глубокими тональными пятнами, сочетающимися с более темными тонами, положенными внутри основного контура, благодаря чему у картины появляется фокусная точка.
В этой части картины есть совершенно нетронутые фрагменты, что навевает на мысль о ярком свете, падающем на поверхность камня. Отдельные места затушеваны черным штрихом, что подчеркивает различие текстуры, а глубокие тени окрашены в самые темные тона. Всего лишь тремя или четырьмя основными тонами можно передать несколько достоверных типов пейзажа.
Несомненно, Клод Лоррен является одним из величайших художников-пейзажистов французской школы, а значит, у него есть чему поучиться.
На рисунке акварелью, изображающем протекающую по Риму реку Тибр, оригинал которого принадлежит руке художника Клода Лоррена, сделано всего лишь несколько крапинок пером по линии горизонта.
Оттенки вдали — очень светлые, они темнеют ближе к переднему плану и, наконец, становятся совершенно темными. Черный цвет контрастирует с белым пятном реки, в котором отражается светлое небо, причем отражение выполнено в более мягкой манере.
Градация тонов создает впечатление удаленности. Реальные предметы, то есть деревья, дома, холмы и вода, вообще не выписаны детально. Между тем глаз без труда фиксирует интенсивные темные оттенки расположенных ближе деревьев, контрастирующих с блестящей водой и более блеклыми тонами, которые словно отступают, когда взгляд переходит на горизонт.
Эффект развернутого пейзажа достигается без прорисовки деталей, всего лишь с помощью вариации оттенков. Замечательный эскиз.
Этим эскизом дерева Лоррен дает нам настоящий урок того, как нужно изображать природу. Рисунок, сделанный с большим чувством, но весьма ограниченными средствами выражения, целиком выполнен акварелью.
Чтобы попытаться его скопировать, вам понадобятся три кисти разного размера (попробуйте номера 0 или 1, а также 6 и 10), все кисти должны быть качественными. Сначала положите краски на светлые области (сильно разбавленная тушь), затем нанесите полутона (побольше туши и поменьше воды), а после этого возьмите самые темные тона (почти неразбавленная тушь).
Обратите внимание на то, что Лоррен не пытается выписать каждый лист, он кладет краску причудливыми каплями и кончиком кисти делает небрежные мелкие, похожие на грифонаж знаки, намекающие на крону дерева. Он позволяет кисти крупными мазками скользить по обширным фрагментам рисунка, окрашивая их в более насыщенные тона. Отдельные темные пятна он наполняет самыми глубокими тонами и снова возвращается к кисти, прорабатывая кончиком ветви и детали густой листвы.