Растушевка занимает гораздо больше времени, чем послойное наложение цвета, поэтому советую набраться терпения. Все используемые вами цвета необходимо соединить. Это достигается наложением более светлого тона поверх уже нанесенных для их смягчения. Процесс довольно утомительный, поскольку многократно повторяются одни и те же движения. Зато эта техника позволит вам изменять рисунок до тех пор, пока он не приобретет желаемый вид.

Хотя в данном случае поверхность бумаги будет полностью закрашена, Хэммонд все же использует оберточную бумагу персикового цвета. Теплый тон придаст жизненность готовому рисунку, хотя цвет и не будет проступать через тон кожи, как это было в предыдущем случае. Здесь вам придется создавать такие же тона с помощью карандашей Prismacolor.

Исходная фотография

1. СЛЕГКА ОЧЕРТИТЕ КОНТУРЫ Механическим карандашом слегка обозначьте контуры лица и всех его черт. Окружности глаз обязательно рисуйте при помощи трафарета. Очень важно задержаться на данном этапе до тех пор, пока вы не удовлетворитесь изображением черт лица.

2. ВСЕГДА НАЧИНАЙТЕ С ПРОРИСОВКИ ГЛАЗ

Возьмите черный Prismacolor для зрачков и белый — для белков глаз и бликов. Радужки нарисуйте синим индиго. Обведите радужки черным цветом и растушуйте белым, чтобы придать им блеск. Внутренние уголки глаз отметьте тосканским красным и телесным цветами, ими же обведите верхние веки.

Тосканским красным карандашом Verithin начните прокладывать тени вокруг глаз и под бровями.

3. ОТПОЛИРУЙТЕ И ОТТЕНИТЕ

После нанесения тосканского красного покройте те же участки густым слоем светло-персикового цвета. Это придаст блеск. Вы увидите, что темный тон все равно будет просвечивать снизу.

Нанесите светло-персиковый  вокруг глаз, захватывая область лба и полностью закрашивая бумагу. Затем спуститесь к носу, проводя штрихи тосканским красным Verithin, и обозначьте тени там. Когда вы убедитесь, что нос выписан достаточно тщательно, растушуйте тени светлым персиковым.

Теперь закрасьте челку темно-коричневым Prismaeolor. Начинайте от корней волос и делайте очень быстрые штрихи, двигаясь по направлению к освещенному участку. (Убедитесь, что все карандаши остро заточены.)

4. РАБОТАЙТЕ ПО ВСЕЙ ГОЛОВЕ Следующий шаг — прорисовка рта. Посмотрите-ка на форму этих зубов! Начните очерчивать губы тосканским красным. Темно-коричневым Prismaeolor отметьте уголки рта и небольшие участки под зубами.

Тосканским красным Verithin слегка затените внешние края лица.

Примечание. Оставьте область отраженного света на нижней челюсти. Обозначьте тени на шее. Тени под глазами проработайте небольшим количеством телесного цвета. Заштрихуйте телесным карандашом веки, лоб (куда падают волосы) и губы, чтобы добавить им блеска. Продолжайте работать над волосами, накладывая темно-коричневый цвет на темные участки. Быстрыми штрихами пройдитесь от макушки головы вниз к светлым областям. Убедитесь, что вы двигаетесь по направлению роста волос. Еще раз вернитесь к челке и доработайте ее быстрыми штрихами до затенения.

5. ДОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ И ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

Под конец растушуйте рисунок светлым персиковым Prismacolor. Полностью покройте лицо и шею. Чтобы сделать лицо ярче, добавьте тосканский красный и телесный цвета на теневые участки. Если они остались слишком светлыми, продолжите проработку цветом,чтобы сделать их отчетливее. В заключение прорисовки волос добавьте цвет жженой охры, терракотовый и золотисто-красный — так вы получите белокурый оттенок. Затем растушуйте эти цвета белым Prismacolor. Всегда старайтесь двигаться по направлению роста волос. При всяком добавлении темных, светлых или средних тонов вы должны стараться сбалансировать их сочетание, пока не получится нужный оттенок. Но самый важный момент — это блики. Они должны всегда наноситься поверх остальных цветов и создавать впечатление, будто находятся на поверхности волос.

Если вы сравните рисунок Хэммонд с фотографией, то заметите, что она изобразила волосы несколько ровнее — они выглядят более аккуратно уложенными. Как художник вы всегда обладаете возможностью чуточку подправить созданное природой.

Затушуйте воротник платья белым Prismacolor, прописывая тени жженой охрой. Платье оставьте простым: не нужно, чтобы оно отвлекало внимание от лица. Возьмите для платья алый краплак Prismacolor, а внизу немного смягчите его красным Verithin. Тень под воротничком и на плече обозначьте темно-коричневым Prismacolor, а белым отметьте блики на плече.

Градация тонов

Градация тонов, достигающаяся путем затенения определенных областей рисунка, границы которых плавно сливаются, — следующий после овладения линией прием, благодаря которому рисунок выглядит более убедительно. Вероятно, к градации тонов переходят через некоторое время после того, как овладевают линиями. Можно с уверенностью сказать, что на фресках в Помпеях есть тональные переходы, придающие реальность и форму изображенным фигурам.

Градация тонов открывает нам новые пути к созданию формы. Последующие примеры заставляют зрителя поверить в материальность изображаемых предметов, а также в глубину живописного пространства. На отдельных образцах видно, как повторением тонких штрихов можно достичь того же эффекта, что затенением отдельных фрагментов, которые составляют единое целое с линиями.

Тщательная градация тонов на изображаемом предмете убеждает нас в том, что он занимает какой-то объем в пространстве, чем тоньше эта градация, тем быстрее ощущает ее глаз. Мы так привыкли к фотографиям, что воспринимаем затененный рисунок как доказательство реальности предмета. Если переходы тонов достаточно правдоподобны, нам кажется, что данный предмет должен как-то и где-то существовать, даже если здравый смысл говорит обратное.

В наши дни несложно точно изображать людей, предметы, архитектурные сооружения и пейзажи. Но на заре эпохи Возрождения многим мастерам приходилось проявлять смелость, заставляя зрителя поверить в глубину живописного пространства или реальность изображаемого предмета. Тем не менее в середине XV века, в расцвет эпохи барокко, художникам приходилось учиться манипулировать степенью тональной градации точно так же, как пришлось это делать всем остальным три столетия спустя после изобретения фотографии.

Художники, о которых здесь пойдет речь, являются великими представителями искусства градации тонов, но также можно многому научиться, рассматривая фотографии, сделанные при естественном освещении, а не те, что сняты со вспышкой и тяготеют к слишком сглаженным переходам тона.

Предыдущая статьяСмешанная техника: классический подход
Следующая статьяГеометрия композиции