Слово портрет в переводе с французского языка (portrait, от устаревшего portraire) обозначает «изображать». То есть портрет – это изображение человека, выполненное средствами живописи, гравировки или скульптуры. Сюда же относится фотографическое изображение и словесное описание (например, в литературе). Портрет считается удовлетворительным, в случае если он отображает оригинал в точности, со всеми внешними чертами и внутренним индивидуальным характером, в самой привычной позе, с присущей ему экспрессией. Соответствие этому требованию приводит к высокохудожественным результатам, если воплощается в жизнь талантливыми мастерами, которые вкладывают в воспроизведение реальности свой вкус и чувство природы.

В зависимости от величины изображения в живописные портреты подразделяют на головные (изображена голова до плеч), погрудные, поясные, поколенные и портреты во весь рост. В соответствии с позой изображенной фигуры портреты бывают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота налево или направо и «an profil perdu», которые показывают лицо с затылка, так что видно лишь часть профиля. Таким же образом подразделяются портреты, нарисованные карандашом, акварельными красками, гравированные или вылепленные низким либо высоким рельефом (на монетах и медалях). Бывают скульптурные портреты, которые создаются в форме гермов (только голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть тела) или статуй (вся фигура целиком). В соответствии с назначением, характером исполнения и особенностями формы различают портреты монументальные (фреска, мозаика, скульптурный монумент) и станковые (бюсты, картины и графические листы); парадные и интимные. По числу действующих лиц портреты бывают индивидуальные, парные или двойные и групповые. Особым типом портрета является автопортрет. Зародилось искусство портрета в очень давние времена. Задолго до нашей эры портрет широко использовался в Египте, свидетельством чего являются деревянные и каменные статуи, обнаруженные в большом количестве в погребальных сооружениях этой цивилизации. В Древней Греции не было портрета в строгом понимании этого слова. Однако в древнегреческом обычае было в качестве награды устанавливать статуи победителей олимпийских игр в публичных местах, но это были безупречные фигуры без реальных черт героев. В эллинских республиках общественным деятелям и частным особам было запрещено заказывать художникам свои реалистические портреты. Считалось, что это может развить в гражданах честолюбие и, следовательно, противоречит принципу равенства между людьми. Первые настоящие портретные гермы и статуи появились у Древних греков лишь в V веке до н. э. в числе творений Димитрия Алопекского, жившего во время Перикла. Окончательно направление реализма закрепилось в портретной скульптуре Греции при Александре Македонском, во многом благодаря Лизиппу и его брату Лизистрату, которые начали создавать маски с натуры. В последующие времена портреты распространились не только в пластике, но и в живописи, где достигли значительного совершенства, о чем можно судить по многочисленным доскам с рисунками лиц умерших людей, которые находят в саркофагах греко-египетских мумий. Римляне унаследовали любовь к портретам от древних греков. В Римской империи к прежним видам пластических портретных изображений (статуе и герму) добавился такой новый вид, как бюст. Из римской эпохи до нашего времени дошло огромное число портретных скульптур: идеальных и реалистичных. Эти портреты создавались приезжими в «вечный» город художниками из греческих городов и их римскими учениками. Особо поражают своей эмоциональностью и безупречным техническим исполнением две сидящие статуи поэтов Позидипа и Менандра, скульптуры Демосфена, Еврипида, императора Августа и др. в Ватиканском музее, статуя Софокла в Латеранском музее, изображения Аристокла и Помпея в Палаццо-Спада и многие другие. В темные времена средневековья портрет, как в скульптуре, так и в живописи пришел практически в полный упадок, и лишь с приходом эпохи Возрождения вернулся на значимое место среди других видов изобразительного искусства. Знаменитые мастера Италии (Мино да Фьезоле, Дезидерио да Сеттиньяно, Антонио Росселлино, Донателло, Л. делла-Роббиа) воскресили портрет, прежде всего в скульпторе, где быстро добились замечательных результатов в стремлении отображать лицо человека в соответствии с действительностью, четко передавать характеры, соблюдая при этом благородство стиля. Намного позже вступили на путь реализма живописцы. Но в эпоху полного расцвета итальянского изобразительного искусства, появилось большое количество одаренных и гениальных мастеров живописи, которые сумели возвести портрет до уровня изящной картины, запечатлевшей все многообразие характера персонажа в момент наиболее яркого проявления. Такие художники эпохи Возрождения, как Тициан, Рафаэль, С. дель-Пьомбо, Тинторетто, Джорджоне и другие творцы стали известны как выдающимися портретами, так и историческими полотнами. Еще раньше итальянцев (в XV веке), достаточно успешно передавали портрет в реалистическом духе нидерландские художники, во главе с братьями ван Эйки и Г. Мемлингом. Дальнейшее развитие нидерландской живописи привело к разделению ее на самостоятельные голландскую и фламандскую школу, где в творчестве художников портрет получил еще большее развитие в отношении светотени и колорита, что было связано с общими тенденциями этих школ. Наиболее известными среди фламандских портретистов были Рубенс и ван Дейк, а среди голландских художников — Рембрандт, Ф. Гальс, Терборх и ван-дер-Гельст. Среди старонемецких портретистов наиболее знамениты А. Дюрер и Г. Гольбейн младший. Самыми прославленными представителями портрета испанской школы живописи стали Веласкес и Карреньо-де-Миранда. К концу XVII века условность и манерность, воцарившиеся в искусстве, не дали портрету закрепиться на достигнутой высоте и оттеснили его на второй план в живописи и в скульптуре. Однако, в конце XVII века и в XVIII веке появилось множество замечательных мастеров портрета таких, как Г. Риго, П. Миньяр, Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Гойя в Испании, Р. Менгс, Купецкий и А. Граф в Германии, Левицкий и Боровиковский в России, Рейнольдс, Т.Лоуренс и Т.Гейнсборо в Англии. В то же время вошло в моду увлечение гравированными портретами, акварельным и пастельным миниатюрам. Появилось много талантливых мастеров с миниатюрами, что продолжалось до 1850-х годов, пока не была изобретена светопись, что тут же уменьшило спрос на работы этих живописцев. Дешевые, и в связи с этим общедоступные, фотографические портреты повсеместно стали использоваться в украшении жилья, вытесняя, дорогие писанные, рисованные, и гравированные вручную произведения изобразительного искусства. Однако, несмотря на это, и в наши дни портретная живопись, писаная как масляными, так и акварельными красками, остается отраслью изобразительного искусства, создающей замечательные произведения. Среди известных живописцев XIX века особенно выдающимися портретистами проявили себя: французы — Давид, П. Деларош, Жерар, Энгр, Винтергальтер,Эбер, Ландель, Бонна, Каролюс Дюран, Дюбюф; немецкие художники — Вах, Гензель, Магнус, К. Бегас, Г. Рихтер, Амерлинг, Ю. Шрадер, О. Бегас, Фр. Каульбах, Ангели, Ленбах; английские мастера — Геркомер, Милле, Пойнтер, Оулес. Всемирно известны русские портретисты: К. Брюллов, Варнек, Тропинин, Зарянко, Кипренский, Перов и Крамской.

Предыдущая статьяБорьба
Следующая статьяНатюрморт