Раздача орлов

Бесспорно, нельзя установить никакого сходства между Давидом и Фра Анжелико, но все же напрашивается вопрос, почему представляется смешным Давид, взывающий к любви ко всему человечеству в тот момент, когда он должен организовать революционный праздник, меж тем как к Фра Анжелико, который, по словам Вазари, погружается в молитву, прежде чем начать работать, относятся с величайшим почтением. Почему-то раз и навсегда установлено, что следует умиляться поступкам трогательного тосканского живописца и смеяться над Давидом. А, между тем, нельзя сомневаться в искренности и одного и другого художника. Только Анжелико жил, думал и творил, как монах, а Давид- человек другой эпохи, являющийся участником бурных исторических событий, жил, думал и творил, как революционер.

Итак, призвав любовь к человечеству, Давид прочел якобинцам подробное описание праздника.

Кортеж формируется на площади Бастилии и направляется к Марсову полю. Расстояние около двенадцати километров под палящим августовским солнцем. Необходимостью отдыха для участников шествия объясняются остановки на этом пути.

Первый символический обряд имеет место у фонтана Возрождения, еще прежде, чем кортеж двинется в путь. Акварель Тасси (Музей Карнавале) знакомит нас с колоссальной статуей богини Природы, в египетском стиле. Из ее грудей бьет чистая вода. Члены Конвента один за другим пьют эту воду, за ними восемьдесят шесть комиссаров департаментов, в то время как хоры поют «Гимн Природе» Госсека. После того как члены Конвента и комиссары обменяются братскими поцелуями, начинается движение процессии.

Все люди, полезные обществу, примут в ней участие, без всякого различия, «задевая друг друга локтями». Судья может очутиться возле сапожника, ткач пойдет в одном ряду с живописцем, «чернокожий африканец» рядом с «белым европейцем», — Давид хочет подчеркнуть этим, что различие между ними только в цвете кожи. Старые супруги будут сидеть на колеснице, «влекомой и детьми». Вслед за ней другая колесница, на которой поместят молодых слепцов, свидетельство того, что республика «уважает несчастье».

Воины понесут урны с прахом солдат, умерших за родину, за ними пойдут кормилицы с «грудными младенцами» — подкидышами. Декретом Конвента младенцы эти приравнены в правах к законнорожденным детям. Давид демонстрирует таким образом гуманность и справедливость революционного правительства. Несколько двухколесных повозок следует за младенцами. Грубый и тяжелый вид повозок подчеркивает их содержимое. На королевском ковре, усеянном лилиями, навалены атрибуты королевской власти: короны, скипетры, эмблемы правосудия и дворянские грамоты. На вымпеле красуются слова: «Народ, вот что всегда составляло несчастье человеческого общества».

Вторая остановка намечена на бульваре Пуассоньер, где под триумфальной аркой ожидают героини 5 и 6 октября, сидя на своих пушках. Председатель Конвента передает им лавровую ветвь при звуках пения, прерываемого пушечными залпами. Затем шествие направляется на площадь Революции, «где был казнен тиран». Там воздвигнута статуя Свободы, окруженная дубами, ветви которых увешаны подношениями свободного народа трехцветными лентами, кокардами и фригийскими колпаками. Раздается «Гимн в честь статуи Свободы» Госсека, — рондо для четырех голосов с припевом, исполняемым хорами. У подножья этой статуи сжигают все содержимое повозок. Этот костер, «погремушек королевской власти» изображен на картине Маши (Музей Карнавале). Возле костра будут выпущены на волю тысячи голубей, которые разлетятся во все стороны.

Шествие остановится также на площади Инвалидов у горы, на вершине которой будет воздвигнута статуя, изображающая французский народ.

Наконец кортеж достигает Марсова поля. Он пройдет под трехцветной гирляндой, на которой будет подвешен символический нивелир. Официальные лица, поднявшись по ступенькам к «алтарю отечества», поставят там урны с останками храбрецов, погибших за свободу, а рабочие тем временем положат свои орудия производства, как дар, вокруг алтаря. Тут же на временной сцене будут показаны важнейшие события революции, и праздник кончится трапезой на «зеленой траве».
Коронация (фрагмент)
Коронация (фрагмент)
Наполеон и Пий VII
Наполеон и Пий VII
Раздача орлов
Раздача орлов

Предыдущая статьяПервые сведения об ассоциациях художников во Франции
Следующая статьяПьер Огюст Ренуар