Некоторые картины, кажущиеся чисто абстрактными по своей концепции, на самом деле натуралистичны и изображают вполне реальные вещи. «Улица в Делфте» Яна Вермера (1632-1675) — удивительное для своего времени произведение. Она разделена пополам диагональю, идущей от левого нижнего к правому верхнему углу. В левой части мы видим фасад низкого дома, а почти вся верхняя ее половина занята небом. Дом изображен в виде нескольких прямоугольников, форму которых имеют окна и двери, что делает картину геометрически правильной, пусть даже отдельные детали говорят о том, что в доме живут люди.
Копия картины Питера де Хука не так эмоциональна, как рисунок, представленный ниже, сделанный по картине фон Менцеля, что объясняется некоторой удаленностью зрителя от группы сидящих в комнате людей. Все пространство над ними затенено, кроме окна на заднем плане, через которое проникает свет. Открытая дверь слева позволяет заглянуть в глубь картины. Если вы попросите ребенка или не владеющего художественными приемами взрослого нарисовать какую-нибудь сцену, он наверняка поместит модели так же, как здесь, на удалении.
Изобретение фотокамеры и влияние технических новинок, явно ощущающееся в работах японских художников-граверов, подвигли западных мастеров изобразительного искусства обрезать широкие области переднего плана, чтобы усилить эмоциональное воздействие и поместить зрителя внутрь композиции. Интерьер картины «Сестра художника в гостиной» немецкого художника и графика Адольфа фон Менцеля (1815-1905) походит на кадр из фильма: зритель находится по другую сторону освещенного дверного проема и заглядывает в комнату, где кто-то сидит против света. Перед нами два контрастных образа: внутреннее пространство, отделенное от нас дверью с неизвестным нам персонажем на заднем плане, и образ выжидательно смотрящей на нас девушки. Мы размышляем о том, чего же ждет эта девушка и какие отношения связывают ее со второй фигурой.
Перед вами два эскиза к картине Аннибале Карраччи (1560-1609) «Венера, сатир и купидоны». Для того чтобы сделать рисунок более чувственным, был использован очень простой композиционный прием. Обнаженная спина Венеры показана так, что занимает всю плоскость картины, освещенная фигура резко вырисовывается на фоне темного, хаотичного пространства перед ней, в котором едва различимы подвижные очертания сатира и купидонов.
Леонардо да Винчи был великим первооткрывателем множества новых методов построения композиции, оказавших влияние на всех художников его эпохи и мастеров более позднего времени. Эта необычная композиция, где мы видим Деву Марию, которая сидит на коленях у своей матери (Святой Анны) и наклоняется вперед, чтобы взять младенца Иисуса, играющего с ягненком, образует большой треугольник, напоминающий горы на заднем плане. Композиция картины очень устойчива вопреки устремленному вниз по кривой движению, пересекающему картину, а оба направленные друг на друга вектора движения создают очень интересную модель.