Спустя шесть месяцев Давид добивается декрета Национального Собрания, разрешающего всем живописцам и скульпторам, французам и иностранцам, — что следует особо отметить, — независимо от того, состоят ли они членами Академии или нет, принять участие в Салоне, организованном в Лувре. Из двухсот пятидесяти восьми живописцев и скульпторов, там представленных, сто девяносто не состояли в Академии. Давид, назначенный комиссаром выставки, торжествует. Он снова выставляет «Горациев», «Брута» и «Смерть Сократа» (последняя картина написана в 1787 году для Трюдена), а также и два новых своих произведения: «Портрет Телюссон» и рисунок «Клятва в зале для игры в мяч».
В начале 1792 года Национальное Собрание поручает Давиду руководство обучением изящным искусствам и, по ходатайству художника, вотирует 70 000 ливров для установления премий, которые должны присуждаться за картины, выставляемые в Салоне. Жюри состоит из художников. Давид отказывается от председательского места и способствует избранию председателем Винсена. Давиду присуждается премия в 7000 ливров, как вознаграждение за его рисунок «Клятва в зале для игры в мяч». Великий живописец отказывается от денег и просит эту сумму разделить между молодежью. Об этом бескорыстном поступке преднамеренно умалчивают его враги после 9-го термидора.
На этих страницах мы смогли только в общих чертах ознакомить читателя с деятельностью Луи Давида в течение 1790 года как в отношении сплочения художников для защиты их материальных интересов и свободного занятия искусством, так и в деле борьбы за правильные методы изучения искусства, за место, которое должно быть отведено художнику в возрожденной Франции.
Необходимость создания корпорации профессионалов-художников стала очевидной уже тогда, когда искусство, перешагнув монастырские стены, сделалось достоянием тех, кто занимался им свободно и индивидуально. В монастыре не встают материальные вопросы, не тревожит конкуренция, — то, что имеет первостепенное значение для мирян. Чтобы защитить свои интересы, художник-мирянин чувствует настоятельную потребность сблизиться со своими товарищами по работе. Эта необходимость объединиться несколько усложняется в связи с процессом дифференциации классов. Ремесленник, ставший «художником», переходит в ряды мелкой и средней буржуазии. В XVIII веке ничто не отличает его от коммерсанта или нотариуса. Так же, как и они, художник нередко владеет собственностью. Став собственником, он поднимается до того класса, к которому принадлежит большинство его заказчиков. Художники не могут еще обойтись без помощи и поддержки Академии, поэтому они и стремятся лишь к тому, чтобы порядки ее не были столь суровы и устав не так стеснителен.
В период Учредительного и Законодательного Собраний, состоявших из представителей крупной буржуазии очень умеренных взглядов, вопрос об упразднении Академии даже не возникает. Художники стремятся лишь к ее реорганизации в соответствии с новыми воззрениями и новой конституцией. При Конвенте же Академия умирает сама собой, за ненадобностью для того общества, к которому ведет политика Робеспьера. На заседании 14 августа 1793 года Конвент отдает приказ опечатать Академию. Таким образом она негласно упразднена.
К великому сожалению, Конвент успел только теоретически определить место, отведенное художнику при новом строе, но место это находится в прямой зависимости от общественных условий. Тогда и только тогда, когда общественное положение художника является чем-то признанным, когда художник уверен в завтрашнем дне, отпадает необходимость объединения. Но как только, после смерти Робеспьера, Конвент, становясь все более реакционным, удаляется от республиканско-революционных идеалов, он 22 июля 1795 года вновь восстанавливает Академию живописи под видом одной из секций Французской Академии.
Нужно еще и еще раз отметить, что эта борьба нисколько не помешала Давиду преуспевать в живописи. Его общественная деятельность придала особую мощь, очеловечила его искусство.
В течение 1790 года он написал портрет «Маркизы д’Орвилье» (Лувр), портрет своей сестры «Мадам Телюссон» и еще один замечательный женский портрет, который хранится в Орлеанском музее.
Дантон