Николо Пуссен – художник классицизма.- его творчество считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенности композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительная чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Основной критерий Пуссена — разум и мысль в художественной правде и красоте: творить так, « как этому учат природа и разум».

Темы: героические поступки и деяние, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения. Битвы, божественные. Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человека Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека. Его любимые герои – люди высокой нравственности.

В исторических сюжетах Пуссен искал те, в которых были действия, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника. Идея классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение фигур и основных фигур и основных групп. Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве полотен Художник использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром. С ним всегда была записная книжка, в которую он заносил, что его заинтересовало. В работе он шел от общего к частному.

Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение основных групп. Расположение групп выверял с помощью фигурок из воска и специальным освещением. Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм( построение групп вокруг центра) и на свободном соотношении (сдвинутые в сторону от центра), что позволяло достичь впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. Уделял внимание и колориту. От тёмного к светлому. Небо и тени фона тонко. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Применял систему рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Давно и справедливо замечено, что эмоциональная выразительность, присущая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируются с выразительностью музыки. Автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. «Аркадские пастухи» — композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппированы возле надгробия, изображённого на переднем плане картине. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, движения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.

Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства «Сбор манны в пустыне» «Поклонение золотому тельцу» «Моисей, источающий воду из скалы» «Суд Соломона» «Снятие с креста» Он действительно был «одним из самых смелых новаторов, каких знала история живописи»(Э. Делакруа).

Предыдущая статьяГОЛОВА
Следующая статьяОт народной живописи к фантасмагории в стилистике Гойи