Отношение размеров элементов объекта, например, высоты к ширине, равное приблизительно 0,618.
Золотое отношение предполагает деление отрезка на две части таким образом, что меньший отрезок (be) относится к большему отрезку (ab) так, как больший отрезок (ab) относится к сумме двух этих отрезков (ас) или bc/ab = ab/ac = 0,6182.
Золотое отношение можно наблюдать в природе, искусстве и архитектуре. Соотношение размеров элементов в сосновых шишках, морских раковинах и теле человека подчиняется правилу золотого отношения. Пит Мондриан и Леонардо да Винчи использовали золотое отношение в своих картинах.
Страдивари применял золотое отношение при изготовлении своих скрипок. При сооружении Парфенона, Великой пирамиды в Гизе, Стоунхенджа и Шартрского собора также использовали золотое отношение.
Многие громкие заявления о применении золотого отношения в античном искусстве и архитектуре, вероятно, не основаны на знании самого правила, а скорее они являются результатом более глубокого, подсознательного предпочтения эстетичных форм, пропорции которых соответствуют золотому отношению.
Было проведено исследование, целью которого было определить, какие прямоугольники (с разным соотношением длины и ширины) предпочитает человек, оказалось, что в большей степени ему импонируют фигуры, отвечающие правилу золотого отношения.
Однако эти данные поставили под сомнение, предположив, что предпочтения золотого отношения в прошлых экспериментах были результатом предубеждений проводившего эксперимент человека, некорректной методики и прочих внешних факторов.
Выбирают ли золотое отношение из-за естественного для человека стремления к определенным эстетичным формам или это просто старинный ставший традицией метод, но несомненно одно: он оказывал и оказывает сильное влияние на дизайн.
Рассматривайте возможность применения золотого отношения, но не за счет других задач дизайна. Не стоит искажать геометрию дизайна, создавая неестественные формы в погоне за золотым отношением, но рассматривайте эти пропорции, если они не противоречат другим аспектам дизайна.
В каждом примере соотношение между голубым и красным отрезками примерно равно золотой пропорции. Золотое отношение показано на примере объектов разной формы и назначения. Среди примеров: Парфенон, скрипка Страдивари, собор Парижской богоматери, раковина наутилуса, фанерный стул Чарльза и Рэй Эймсов, Apple iPod и Витрувианский человек да Винчи.