Скорость письма повлияла на появление наклона в строке, выносные элементы букв удлинились или укоротились, что привело к образованию гуманистического курсива.
Гуманистический курсив представлял собой связное письмо, многие буквы имели тонкий соединительный штрих. Иногда штрих заканчивался росчерком.
Гуманистическое письмо наибольшее развитие получило к XV, XVI в.в.
Каллиграфия (греч. kalliqraphia — красивый почерк) — искусство красивого и четкого письма.
Каллиграфическое письмо выполняется тонким или обыкновенным пером.
Красивое каллиграфическое письмо имеет большой наклон: свободное, индивидуальное — около 48 градусов, английское — 54 градуса.
Русское каллиграфическое письмо сформировалось во второй половине XIX века на основе английского, считается одним из красивейших.
Каллиграфическое письмо может быть также прямым или с левосторонним наклоном, но тогда оно статично и менее изящно. Встречается каллиграфическое письмо без нажима, выполняется тонким или кругло-конечным пером.
Круглое рондо — каллиграфическое письмо, распространенное в конце XIX — начале XX вв., выполняется ширококонечным пером.
Наряду с каллиграфическим письмом стали популярны росчерки или линейно-орнаментальные украшения.
Рукописный шрифт — шрифт, выполненный от руки любым пишущим инструментом.
Основным пишущим инструментом могут быть: деревянная палочка, тростниковая палочка (калам), птичье перо, металлическое перо, кисть, фломастер и др.
Птичье перо обязательно должно быть остро заточенным, чтобы при письме получить волосяные линии.
Ширококонечное перо имеет отличие от других перьев. Толщина его штриха зависит от угла наклона пера, что способствует разнообразию формы шрифта. Оно имеет правосторонний срез, реже прямой или левосторонний для левши.
Кругло-конечное перо оставляет одинаковой толщины линию при письме, а при повороте пера толщина линии не меняется.
Буквы, написанные кругло-конечным пером, будут одной толщины с закругленными окончаниями всех элементов.
Плоскость пера должна равномерно прилегать к поверхности листа бумаги, наклон пера под углом 60 градусов в сторону пишущего.
Кисти для написания шрифтов применяются разнообразные по форме и жесткости: колонковые — упругие и эластичные, плоские — жесткие, тонкие для правки элементов букв — жесткие или мягкие.
Бумага должна быть плотной, гладкой, не ворситься и хорошо впитывать пишущую жидкость.
Пишущий состав подбирается по виду шрифта, в соответствие с требованиями к получению желаемого результата текста. Для письма используют: чернила, тушь, акварельные, гуашевые и темперные краски.
Хорошая работа должна выполняться чистым инструментом, с применением качественных материалов.
При изучении рукописных шрифтов необходимо провести анализ письма, графики отдельных букв и определить: угол письма, дукт, инструмент, которым выполнен шрифт.
В технике письма ширококонечным пером большое значение имеет правильная его установка. Изменение положения пера относительно строки дает возможность получить большое разнообразие шрифтов.
Изменение угла установки пера влияет на контрастность основных и дополнительных штрихов.
Правила работы ширококонечным пером:
— строгое соблюдение угла письма, изменения угла требуют латинские буквы Z, N и кириллические буквы Ж, М;
— основными движениями руки при письме ширококонечным пером должны быть движения сверху вниз и слева направо;
— каждый штрих должен проводиться в один прием;
— следует уделять внимание соединению дугообразных элементов;
— необходимо работать хорошими инструментами и качественными материалами;
— инструменты надо держать в чистоте.
Шрифты, выполненные кистью, применяются при создании словесных знаков (логотипов), в рекламных объявлениях, плакатах, адресах, открытках, книгах.
Такой шрифт создает контраст, как с рукописными, так и наборными шрифтами.
Кистью впервые начали пользоваться в Китае в III в. до н.э.
Для работы необходимы кисти всех видов и размеров: плоские и круглые, жесткие и мягкие, с острым концом и тупым.