Средства композиции, пропорции, масштаб, контраст, нюанс.

Средства композиции — приемы и методы для достижения гармонии художественного образа.

Пропорции

Пропорции (лат. proportio) — взаимосвязи частей и целого, выступающие в виде различных математических отношений (арифметических, геометрических, иррациональных).

Пропорции — организация порядка элементов на основе определенного отношения размеров.

Пропорции в графическом дизайне — носители пространственных отношений, отчетливо проявляются при определении форматов, места различных изобразительных элементов, полей, размеров изображения.

Напряженные отношения элементов в композиции угрожают гармонии, а вялые их соотношения рождают однообразие.

Масштаб

Масштаб (нем. mabstab) — единицы визуального измерения, с которыми соотносятся видимые величины.

Масштаб — характеристика значимости.

Контраст (фр. contrast) — нарушение закономерностей по отношению к своему соседу, особая «заметность».

Композиционные контрасты разнообразны. Сопоставление по принципу контраста видоизменяет и усиливает эффект каждого из них.

Эффекты контрастов:

  • пространство — предмет- объем — плоскость;
  • темное — светлое;
  • серое — цветное;
  • жирное — тощее;
  • плоскость — линия;
  • вертикальное — горизонтальное;
  • активное — пассивное;
  • прямое — косое;
  • статистическое — динамическое;
  • геометрическое — органическое;
  • симметрия — асимметрия;
  • большое — малое;
  • линия — точка;
  • мягкое — жесткое;
  • открытое — закрытое (замкнутое);
  • четкое — неясное;
  • гладкое — фактурное;
  • неустойчивое — устойчивое;
  • широкое — узкое;
  • эксцентрическое — концентрическое.

Разнообразие композиционных контрастов способствует созданию активно-динамического ритма, эмоциональной окраски, смысловых и ориентирующих акцентов.

Избежать единообразия в композиции можно, изменяя, по принципу контраста, контрастные формы объекта.

Нюанс

Нюанс (фр. nuance) — нарушение закономерностей по отношению к своему соседствующему элементу, с малым порогом различия.

Нюансные композиции мягкие, решаются по принципу подобия (формы, изображения, шрифта, техники, манеры исполнения т.д.).