Созидательная деятельность человека с давних времен проявлялась в формировании предметно-пространственной среды, отличной от природной. Эволюция форм взаимодействия человечества с окружающей природной средой прошла путь от понимания людьми своей слабости и зависимости, поклонения и приспособления к природе в доиндустриальном обществе до создания «второй природы» в эпоху индустриализации.

Средствами и произведениями декоративно-прикладного искусства, архитектуры, инженерного искусства, а с XIX века и дизайна, формировалась комфортная, эстетичная среда, что давало людям основания считать себя все более независимыми от природной стихии. Дизайн также стал способом освоения и приспособления природы человеком для своих потребностей.

Показательно, что в законе «Об охране окружающей среды» окружающая среда определяется как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов», а природная среда как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-­антропогенных объектов», т.е. констатируется факт, что природа немыслима без присутствия и вмешательства человека и даже включает природно-антропогенные объекты как некие новые виды, появившиеся в результате «хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение» .

Экологи понимают под экологической средой или средой обитания всю совокупность тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

В архитектуру и дизайн понятие «среда» перешло из сферы биологии, психологии, экологии. Понимание среды всегда было очень широким и многозначным. В отличие от абстрактного, философского и, возможно, ненаселенного пространства в среде всегда присутствует человек, ее осваивающий. Даже звучание слова «среда» созвучно слову «среди» — человек среди пространства, предметов, его наполняющих, среди других людей. В самом общем смысле среда человека есть его окружение, «пространство жизни», в котором человек реализует все формы деятельности и потребности, в котором нерасторжима связь между предметно-пространственными структурами и жизненными процессами.

Среда — это и мир природы, в которой живет человек (природная среда), и мир людей (социальная среда), и мир предметов, то есть предметная среда со многими ее разновидностями . Среда человека состоит из совокупности природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно. Человек существует одновременно в разных средах: в мире вещей и предметов — как физическое тело, в мире живой природы — как живое существо, в мире людей — как член общества.

Определяют окружающую человека среду как естественное и социальное окружение, которое представляет собой совокупность влияний и условий, обеспечивающих человеку возможность тех или иных действий и тем самым возможность для проявления и развития его способностей. Как отдельный вид среды называется среда природная, ее составной частью является среда физическая — совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы).

Таким образом, окружающая среда — это то в природе и в обществе, с чем человек непосредственно контактирует (не только физически) и что может оказывать на него прямое или косвенное воздействие. По определению психологов «средой является та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует прямым или косвенным образом, в открытой или латентной форме» .

Объективно существует один мир с множеством разных сред, различающихся как по своим объективным характеристикам, так и по способу их связи с «жизнью» субъекта или системы. Важным является понятие «жизненная среда» человека. В трактовке ученых-психологов жизненная среда включает в себя широкий спектр параметров, влияющих (воздействующих) на психологическое развитие и функционирование человека, таких как специфическое физическое окружение, в котором живет конкретный индивид (город или деревня с характерной архитектурой, конкретный природный ландшафт, факторы конкретной социокультурной обстановки, в том числе интерьер, ближайшее социальное окружение) .

Важнейшей составляющей окружающей человека среды и в то же время глобальной базовой категорией является пространство. Именно экологические качества пространства определяют качество всей жизненной среды человечества. Пространственный аспект экологии занимает важное место в современной деятельности разных специалистов, связанных с организацией среды на всех уровнях: географическом, городском, локальном пространстве зданий и интерьеров.

С точки зрения современных художественно-эстетических представлений можно выделить пространства:

  • классическое,
  • неклассическое (модернистское),
  • постнеклассическое (постмодернистское).

Экологические качества классического пространства определяются ценностями классического искусства. Принципы его организации (антропоцентричность, регулярность, нормативность, предсказуемость) ориентированы на классическую гармонию естественности — соразмерность, сомасштабность, ритмичность, симметрию в пространстве, согласованность темпоритмов, природную цикличность и синхронность во времени, природную образность и архетипичность значений.

Качества неклассического (модернистского) пространства отражают потребность человека в контрастной смене впечатлений, альтернативе. Это другая гармония — негативность, ненормативность, неожиданность, непредсказуемость. Соответственно, средства композиции приобретают контрастный характер (асимметрия, динамика, встречный ритм), источники образности решительно пополняются в противовес классике, архетипами всего искусственного — техники, геометрии, новых пространственно-временных фантазий. Это другая — неклассическая экология, отражающая новые ценности и потребности человека, новые формы его единства с пространством.

Постнеклассическое (постмодернистское) пространство отражает стремление создавать многозначную, многополярную, полиальтернативную среду. Множественность проявляется в многомерности пространственно­временных схем, сочетании параллельных и последовательных процессов, полисинхронности, нелинейности. Новый горизонт образности видится как соединение естественной фантазии творца-человека с искусственными информационными источниками. Виртуальность — средство расширения многозначности современного полипространства. Виртуальное пространство стало реальностью современного мира. Оно может быть интерактивно в режиме реального времени, реагировать и отвечать на воздействие, человек может ощущать его всеми органами чувств: видеть, слышать, осязать, обонять. Принципиально то, что оно создано с помощью технических средств, техногенно и антропогенно, но как пространство, в котором находится человек (или его сознание) также должно быть экологично.

Иовлев В.И. предлагает следующую классификацию пространств с учетом современных экологических процессов, пространственных представлений, с точки зрения экологической психологии и эстетики . Учитывая экологические процессы и характер изменений пространства, его можно подразделить на природное пространство, экопространство и этнопространство, антропопространство, технопространство, киберпространство .

Именно интерьер как пространство, защищенное от внешних воздействий окружающей среды, является целью создания архитектурного объекта. В нем происходят практически все функциональные процессы людей. Деятельность архитектора и дизайнера архитектурной среды, создающего «дом» (пространство для жизни), всегда имеет экологическую составляющую. Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими факторами: гигиеническими, психофизиологическими, пространственно-антропометрическими параметрами.

С точки зрения того, что человек — живое существо, в искусственной антропогенной среде, т.е. интерьере, безусловно, должны быть обеспечены благоприятные условия для всех циклов и процессов его жизни, таким образом, можно рассматривать интерьер как среду обитания человека и экосистему. Проводя образную аналогию между интерьером и экосистемой, в нашем исследовании мы основывается на понимании внутреннего пространства архитектурного объекта (интерьера) как среды обитания, где человек заряжается энергией, сосуществует с другими живыми организмами (людьми, животными и растениями).

Экосистема это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии . Пример экосистемы — пруд с обитающими в нем растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз. Другой пример экосистемы — лиственный лес с определенного состава лесной подстилкой, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определенными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещенности) и соответствующим таким условиям среды комплексом живых организмов. Создатель геодезического купола из многогранников Бакминстер Фуллер в 1951 году сравнил планету Земля с космическим кораблем, замкнутой экосистемой с ограниченными ресурсами.

Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической и абиотической частями экосистемы. Не всякая биологическая система может назваться экосистемой. Например, искусственная экосистема — аквариум, требует постоянной заботы человека, а трухлявый пень только разрушается.

Данные биологические системы (естественные или искусственные) не являются в полной мере самодостаточными и саморегулируемыми: если перестать регулировать условия и поддерживать характеристики на одном уровне, они быстро погибнут . Регулирующие процессы природных экосистем стали нарушаться в результате деятельности человечества. Человек стал доминирующим биологическим видом, использует «незапрограммированное» природой и превышающее его потребности количество ресурсов, создал искусственные соединения, которые не растворяются в природе и не перерабатываются редуцентами вообще, либо они не справляются с огромным количеством отходов цивилизации.

Образное сравнение интерьера с экосистемой уместно, поскольку большая часть жизни, ее круговорот происходит в интерьере. Эта система зависима от энергии, вносимой человеком, здесь незамкнутый круговорот веществ, она должна регулироваться, и нужно поддерживать ее в рабочем состоянии. Все компоненты экосистемы взаимосвязаны в пространстве и времени и образуют единую структурно-функциональную систему — это ли не черты архитектурного объекта?

Функции взаимодействия человека с окружающей средой с точки зрения экологической психологии следующие :

  • психофизиологическая (снятие стресса, нормализация работы нервной системы);
  • психотерапевтическая (гармонизация межличностных отношений);
  • реабилитационная (психологическая и социальная реабилитация);
  • эстетическая (удовлетворение эстетических потребностей и развитие личности);
  • познавательная (удовлетворение познавательных потребностей, способствование интеллектуальному развитию);
  • самореализация (высшая потребность человека);
  • общение;
  • реализация познавательной активности (удовлетворение компетентности).

Природная среда, безусловно, выполняет эти функции, а вот человек в процессе своей жизнедеятельности часто разрушает природную среду или создает искусственную (архитектурную), не соответствующую, противоречащую естественной, некомфортную по каким-либо параметрам для жизни .

Экологические аспекты фигурируют практически во всех областях проектной деятельности. В архитектуре, когда речь идет о материалах, адаптации здания к природному ландшафту, созданию максимально комфортной для человека среды. В промышленном дизайне, когда рассматриваются программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии и т.д. Архитекторам и дизайнерам следует учитывать результаты исследований экологии человека и прикладной экологии (коммунальной экологии, экологии поселений, экологии города). Эргономические требования и нормативные документы в строительстве и архитектуре регламентируют практически все физические и химические параметры интерьера .

Характеристики интерьера как среды обитания:

  • микроклимат (состояние воздушной среды), который характеризуют по следующим параметрам: температура воздуха, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха;
  • освещенность (естественная и искусственная): характеризуется уровнем освещенности, распределением освещенности, отсутствием бликов, направлением света, распределением тени, цветом света, цветопередачей;
  • атмосферное давление (повышенное, нормальное, пониженное): зависит от давления в рабочем помещении, высоты над уровнем моря, барометрического давления;
  • наличие вредных веществ (паров, газов, аэрозолей), характеризуется концентрацией компонентов в воздушной среде;
  • наличие механических колебаний (вибрация, шум, ультразвук), которые характеризуются частотой, амплитудой, колебательной скоростью, частотой октавных полос, уровнем звукового давления;
  • излучения (электромагнитное, инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, волны радиочастот, радиационные), характеризуются длиной волны, интенсивностью излучения, частотой колебаний, скоростью радиоактивного распада;
  • наличие биологических агентов: микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков и пр.), макроорганизмов (растений, животных), которые анализируются по степени их опасного воздействия на организм человека.

Осознание необходимости предупреждения негативного влияния человеческой деятельности на окружающую природную среду приводило к применению различных по эффективности мер. В 1960-е годы контроль за загрязнением окружающей среды был оптимальным способом воздействия на промышленность и решения экологических проблем. С начала 1970-х годов на государственном уровне международное сообщество включилось в решение экологических проблем, понимая, что они сдерживают социально­экономическое развитие. В 1972 году в Стокгольме прошла Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды и создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Стали развиваться экологическая политика и дипломатия, международное экологическое право, появились министерства и ведомства по окружающей среде, как новые институциональные составляющие.

В 1980-х годах предупреждение загрязнения стало более актуальным, а в 1990-х годах приоритет в промышленной деятельности отдавался экологическому менеджменту, были утверждены международные стандарты серии ISO 14000.

Экологизация научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшиеся в 1970-е годы, привели к созданию Концепции устойчивого развития, которая была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) как «Повестка дня на XXI век». В Концепции устойчивого развития анализируются все более обостряющиеся социальные, экономические и экологические проблемы, а также рассматриваются возможности и уровень современного научного познания, идеи глобального эволюционизма и самоорганизации и их проникновение в познавательный процесс, усиление взаимодействия и интеграцию различных наук о человеке, обществе и природе. Она является квинтэссенцией многих социологических и философских, математических и естественнонаучных теорий .

Устойчивое развитие, sustainable development (более точный перевод: равномерное, сбалансированное, самоподдерживаемое, возобновляемое, долговременное) — это, прежде всего, стратегия и философская парадигма о равновесии и гармонии сосуществования в триаде «человек-общество- природа». В основном в Концепции было уделено внимание вопросам сохранения биосферы и экономической, экологической, технологической и социальной эффективности . Вопросы культуры, объединяющей материальную и духовную жизнь общества, остались в тени. Также удивительно, что в самом обосновании Концепции устойчивого развития говорится о таком развитии общества, при котором потребности нынешнего поколения людей должны удовлетворяться так, чтобы сохранялись жизненно важные параметры биосферы и не ставилась под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. То есть сама концепция носит антропоцентричный характер.

В основу деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и ее заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая Концепция устойчивого (эколого-социально­экономического) развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической (рис. 3).

Экономический подход к Концепции устойчивого развития подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в частности на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Понятие природных систем и ареалов обитания включает и созданную человеком среду, такую, как города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению .

Устойчивое развитие включает, кроме экологического, экономического и социального, многие аспекты: политический, правовой, международный, информационный, технологический, образовательный . Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития, — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансированно.

Устойчивое развитие, по сути, имеет дуалистический характер, что удивительным образом перекликается с нашей оценкой процессов дизайна . Удовлетворение человеческих потребностей определяет антропоцентризм цели, а средства достижения этой цели с учетом требований Концепции устойчивого развития должны быть экоцентрическими . Это иллюстрирует и двухфакторность детерминации культуры в целом, с одной стороны, она сохраняет материальные и духовные ценности, с другой — окружающую среду и природные ресурсы на основе общечеловеческих ценностей. Дуализм устойчивого развития как процесса задает характеристики всех его составляющих.

Развитие научно-технического прогресса и вызванные им социальные и экологические проблемы привели к процессу физического вытеснения и уничтожения естественной природы. Человек был создан природой, природа — это среда его обитания, альтернативы и замены которой нет. Система «человек- среда» является сверхсложной, с большим количеством подсистем и механизмов взаимодействия, обратных связей и степеней свободы. Она по своему содержанию и структуре интегральна. Каждый ее компонент и их единство представляют собой результат интеграции физических, химических, биологических, социальных, антропологических, психологических элементов, любой из которых, в свою очередь, может быть рассмотрен как самостоятельная система с характерными для каждой связями. По характеру взаимоотношений система «человек-среда» является открытой и динамичной, происходит постоянный обмен веществом, энергией, информацией внутри нее и с внешним миром .

В экологии существует правило меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранить свойство самоподдержания. Американский биолог и эколог Барри Коммонер в начале 70-х годов XX века сформулировал утверждения, получившие у журналистов название «Законы экологии Коммонера», в которых он отразил экологическую составляющую теории устойчивого развития :

  • «Все связано со всем остальным» (Everything is connected to everything else);
  • «Все должно куда-то деваться» (Everything must go somewhere);
  • «Природа знает лучше» (Nature knows best);
  • «Ничто не дается даром» (There is no such thing as free lunch, дословно «нет такой вещи, как бесплатный обед»).
  • «Все связано со всем остальным». Этот закон отражает экологический принцип холизма (целостности), существование всеобщей сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением, процессами и явлениями в природе. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие. Закон призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям (например, осушение болот приводит к обмелению рек).
  • «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона — одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде. Закон говорит о необходимости замкнутого круговорота веществ и обеспечения стабильного существования биосферы. Отходы от хозяйственной деятельности человека неизбежны, поэтому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.
  • «Природа знает лучше». Закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Он базируется на результатах анализа возникновения и развития жизни на Земле, естественного отбора в процессе эволюции. Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек — тоже биологический вид, что он — часть природы, а не ее властелин. Нельзя пытаться покорить природу, нужно сотрудничать с ней. Мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее «улучшения». Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен и др.). Этот закон предупреждает нас и о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация).
  • «Ничто не дается даром». Глобальная экологическая система, т.е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Каждое новое достижение неизбежно сопровождается утратой чего-то прежнего. Платежей по этому векселю невозможно избежать, они могут быть только отсрочены. Например, при выращивании зерна, овощей мы извлекаем из пашни химические элементы (азот, фосфор, калий и др.), и если в нее не вносить удобрения, то урожай постепенно начинает снижаться. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением — за повышение урожая, санаториями и лекарствами — за ухудшение здоровья человека и т. д.

Второй и четвертый законы Коммонера подтверждают основной физический закон сохранения энергии и вещества, а первый и третий законы являются основополагающими, задают парадигму экологии и природопользовательской деятельности человечества. Первый закон «Все связано со всем остальным» можно считать стержнем экологической философии.

Коммонер еще в 1970-х гг. писал о связи экологических проблем с бедностью, борьбой за гражданские права и за мир. Он утверждал, что различные проявления американской экономической системы вызывают негативные последствия в природе. Причины кризиса следует искать не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом; таким образом, мир среди людей должен предшествовать миру с природой. В 1976 году в монографии «Слабость силы: энергия и экономический кризис» Коммонер доказал, что проблемы окружающей среды связаны не только с ростом объемов промышленного производства, но и в большей степени с изменениями технологий, в частности, использованием искусственного, синтетического сырья вместо естественного при производстве товаров широкого потребления .

Коммонер изучал влияние и взаимозависимость численности населения, благосостояния (количество продукции на душу населения) и технологий (производимые загрязнения на единицу продукции), инициировал и пропагандировал программы по утилизации мусора в Нью-Йорке (1990-2009 гг.), предупреждал об опасном влиянии на живые организмы продуктов нефтехимии и биотехнологической отрасли. Еще один его закон экологии (точнее, энвайронменталистики) гласит: «Загрязнение окружающей среды является неизлечимой болезнью: ее можно только предотвратить» (Environmental pollution is an incurable disease: it can only be prevented) . Экологические проблемы Коммонер видел в человеческой деятельности, в чрезмерной страсти к благополучию и богатству, технологиях, поставляющих искусственные материалы. Еще Карл Маркс в «Капитале», подчеркивал Коммонер, писал, что в основе эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов в капиталистической системе лежит «разрушительное воздействие на циклический экологический процесс, который связывает человека с почвой». Маркс связывал экологическую и социальную справедливость с капиталистическим производством.

Коммонер доказывает необходимость «экологически выдержанного производства»: «Согласно Марксу, наиболее характерной чертой капитализма является экспансия, суть которой состоит в том, что капиталист как исторический «тип» ищет резервы для удовлетворения своей ненасытной жажды прибыли, получаемой через постоянное расширение производства. Идея «стационарности капитализма», с точки зрения Маркса, противопоказана самой его сути». Следовательно, идет постоянная погоня за ростом прибыли за счет все возрастающего негативного влияния на природу . Коммонер подтверждает свои мысли такими примерами: использование удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве; использование пластика, цемента, металла вместо дерева в строительстве; увеличение потребления сверх необходимого («мини-автомобиль приносит мини-прибыль» — фраза Г. Форда) . Будучи живым существом, человек загрязняет окружающую среду лишь потому, что разрушает «замкнутую циклическую сеть, образуемую всеми остальными видами» . Коммонер призывает следовать принципу: человек должен жить в гармонии с природой, делает вывод о необходимости социальных изменений для разрешения экологического кризиса. «Как только мы перейдем от простой констатации надвигающейся опасности к пониманию того, почему мы пришли к нынешним затруднениям и куда могут нас вывести противоречивые пути прогресса, — у нас появится возможность отыскать источник оптимизма в самых глубинах кризиса окружающей среды… Я нахожу еще один источник оптимизма в самой природе кризиса окружающей среды. Кризис — это продукт не биологических свойств человека, которые не могли бы измениться достаточно быстро, чтобы спасти нас, но его социальных деяний — которые могут подвергаться гораздо более быстрым изменениям. Поскольку кризис окружающей среды есть результат бесхозяйственного отношения общества к мировым ресурсам, то его можно преодолеть и человек сможет жить в действительно человеческих условиях, если социальное устройство человеческого общества будет приведено в гармонию с экосферой», писал Барри Коммонер .

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения . Таким образом, деятельность дизайнера всегда имеет экологический характер. Объекты дизайна, выпускаемые в массовом количестве, растущем в геометрической прогрессии, заполняют пространство, и, не успевая выработать свой ресурс, заменяются новыми. Человечество стало основным мусоропроизводителем, создало материалы, не включающиеся в естественный кругооборот веществ. Нагрузка на окружающую среду, оказываемая деятельностью человечества, стала фактором, определяющим ее эволюцию, и растет так быстро, что о равновесии биосферы говорить уже не приходится.

Анализируя вопросы эстетического и художественного порядка в изделиях машинного производства с позиций теории стиля, Готфрид Земпер, во многом предопределивший теорию функционализма, еще в 1860 году писал в работе «Практическая эстетика»: «Только что получившее признание нововведение изымается из обихода как устаревшее до того еще, как оно смогло утерять свои технические и тем более художественные достоинства; как оно заменяется новинкой, далеко не всегда более высокого качества» . Таким образом, Земпер еще до возникновения теории дизайна предчувствовал проблемы моды, стайлинга, перепроизводства и в конечном счете вклад дизайна в экологические проблемы.

В современных исследованиях проблем дизайна мы встречаем анализ воздействия на природу, например, по Д. Норману имеется семь этапов действия для достижения цели: от ее формирования до оценки результата (рис. 4).

Д. Норман считает, что принципы проектирования должны обеспечивать утилитарную функцию, удобство и эргономичность. Культурологические, эстетические и этические аспекты дизайна им не рассматриваются вовсе, но все-таки окружающий мир и анализ восприятия изменений в нем в его схеме мы видим.

Карл Ульрих и Стивен Эппингер (Karl T. Ulrich, Steven D. Eppinger) в книге «Промышленный дизайн. Создание и производство продукта» (первое издание вышло в 1995 г.) выделяют следующие этапы проектирования в дизайне:

  • выявление и анализ потребностей;
  • планирование ассортимента продукции;
  • предпроектный анализ;
  • разработка технических требований к продукту;
  • генерирование, выбор и проверка концепций продукта;
  • расчет трудоемкости, материалоемкости, энергии и снижение финансовых затрат,
  • создание чертежей, спецификаций, прототипов.

Для нас важно, что их термины — product design и development —
объемны и многозначны, предполагают целостный, исследовательский и системный подход к проектированию. Авторы уделяют основное внимание объединению и согласованности усилий маркетинга, менеджмента, дизайна и производства, включают в проектные исследования и контроль «жизненного цикла» продукта. Они используют понятия «проектирование устойчивых систем» и «экономика разработки продукта» .

Дизайн — неотъемлемая часть процесса производства. Дизайнеры могут учитывать степень возможного вредного влияния дизайн-продуктов на природную среду на всех этапах их жизненного цикла: проектирования, изготовления, использования и утилизации. Выделим ключевые составляющие каждого из них (рис. 5).

Проблема рациональности — на первом месте уже на этапе проектирования, когда дизайнер должен учесть оптимальность соотношения затрат материалов, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации; должен прогнозировать, учитывать и предотвращать возможный экологический ущерб как в процессе изготовления, так и эксплуатации и утилизации (пассивное разрушение, его срок и выделяемые вещества; уничтожение или переработка, затраты энергии и вредное влияние на природу; возможная вторая жизнь объекта).

На каждой стадии существования объекта наблюдается процесс взаимодействия с окружающей средой: материалами, энергией, смыслами (включая проектирование, когда прогнозируется и закладывается результат).

Не учитывать это невозможно в связи с глобальностью и массовостью внедрения дизайна в повседневную жизнь .

Огромное количество, недолговечность многих объектов дизайна, использование искусственных материалов, которые трудно поддаются утилизации, превышение производством реальных потребностей, влияние дизайна на образ жизни и мировоззрение привели к переосмыслению роли дизайна в жизни общества. Если в архитектуре стили «живут» столетиями, то в дизайне мода актуальна лишь сезон. Быстрая смена стилей и форм — это следствие основы материального производства — рыночного механизма производства, распределения и потребления. И дизайн также предстает как рыночный механизм функционирования, занимающий определенное место в системе культуры, производства и потребления . Культурное и рыночное измерения дизайна, отмечает В.О. Пигулевский, задают «целеполагание, транспонированное в сферу производства материальной культуры». Проект реализуется с помощью технологий промышленного массового производства, в результате мы имеем продукт, обладающий определенными функциональными и эстетическими качествами. Основной проблемой проектирования для производства и потребления является проблема пользы и красоты, функционализм и снижение себестоимости одновременно с созданием эстетических и аттрактивных вещей . А в результате погони потребителя за качеством и количеством с желанием «иметь, пользоваться, представить себя, выделиться» — перепроизводство. Эстетика оказывается на службе рынка.

Проектирование впечатления, создание товаров, имеющих эмоциональный эффект, начавшиеся в период американского стайлинга, работы итальянских групп Memphis и Alchimia, характерно в основном и для настоящего времени позднего капитализма. Проблемой дизайна является не производство изделий, а их сбыт, пропагандируется идея культурного потребления в противовес технократическому функционализму и мещанскому вещизму. В постиндустриальном обществе мы имеем товарную и информационно-знаковую избыточность . «Американская мечта» об изобилии и владении благами постоянно ускользает, поскольку это «не столько набор материальных благ в виде дома, автомашины или бытовой техники, сколько идеал соответствия тому, что имеет элита», — пишет Ж. Бодрийяр .

Мимолетность и культ потребления, необдуманность эмоциональных покупок, формируемое воздействием средств массовой инфрмации желание постоянного обновления вызывают спрос на вещи одноразового пользования: посуду, тару, полотенца, бумажную одежду и картонную мебель. В 1970 году в Лондоне состоялась даже целая выставка под названием «Здесь и сейчас», где были представлены предметы для кратковременного пользования. Сейчас этим уже никого не удивишь, существует не один музей упаковки. А современный дизайн, объекты которого рассчитаны на один раз или на сезон — это фактически дизайн мусора. Возникло даже такое направление в арт-дизайне и современном искусстве, как дизайн ИЗ мусора.

Предметная среда (объекты промышленного и средового дизайна) в культуре становится все более недолговременной, мода (дизайн имиджа и стиля, дизайн костюма) определяет необходимость непрерывной замены одних предметов другими. Реклама (графический, коммуникативный, веб-дизайн) помогает поддерживать устойчивый спрос и способствует моральному устареванию вещей, кратковременности пользования товаром. Информационное воздействие с помощью огромного числа его носителей заставляет людей вновь чувствовать неудовлетворенность и даже ущербность, искать новые формы, образы, имидж. Дизайн, который должен вносить гармонию и порядок в жизнь людей, становится фактором и средством создания неравновесия процессов производства и потребления, дисгармонии потребительской психологии, неоправданного несоответствия фактической и рыночной стоимости товара. Огромный поток продуманной визуальной и аудиальной информации, сигналов, образов, рекламных предложений, непрерывное обновление предметного мира и вытеснение старого новым обрушиваются на человека, вызывают болезни потребительской зависимости. Для современной культуры характерны быстрое изменение и устаревание информации и предметного мира, что искусственно подстегивается профессиональными приемами целой армии психологов, маркетологов, мерчандайзеров, журналистов, дизайнеров и др. специалистов.

Сенсорная перегруженность способствует поверхностному и фрагментарному видению, средства массовой информации предлагают фрагменты, обрывки, клипы. Ж. Бодрийяр отмечает, что люди перестают понимать и ощущать истинность и драматизм событий, воспринимают их как отвлеченный образ, аллегорию, отдыхают перед телевизором, по которому передают новости и фильмы со сценами жестокости, репортажи о катастрофах, испытывая только любопытство в безопасной обстановке, а не протест, ответственность, соучастие . Восприятие становится клиповым, мировоззрение фрагментарным, у человека недостает времени осмыслить и понять информацию, выделяется несущественное и теряется важное. Как следствие, теряется целостность восприятия, глубина мышления, снижается чувствительность, более интересны эффекты, чем смысл, текст, образ . Человек поддается манипулированию и все больше становится не личностью, а потребителем.

Американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер (Alvin Toffler, р. 1928 г.), автор концепции постиндустриального общества, пишет: «Мы создаем и используем идеи и образы все быстрее и быстрее, и знания, как люди, места, предметы и организованные формы, приобретают все менее устойчивый характер. Возникает чувство текучести вещей и хаотичности информационной среды, темп развития информационного общества вносит ощущение скорости, беспорядочной суеты и неустойчивости в обществе» .

Научно-технический прогресс и развитие информационных технологий подняли человечество во второй половине XX века на более высокую ступень «информационного» общества. Экономика развитых стран стала основываться на наукоемких и информационных технологиях, все большее внимание уделяется ресурсосберегающим технологиям . Однако, помимо социальных, экономических и политических проблем, негативными явлениями стали: изобретение неразлагающихся в природе и неперерабатываемых материалов, горы мусора, которые оставляет после себя общество массового потребления. Человечество нарушило естественные природные процессы, механизмы естественной природной среды, где есть круговорот веществ и для каждого вещества есть другие вещества и организмы, которые их перерабатывают. Экологические проблемы стали очевидны и решаются как с помощью юридических и административных мер, направленных против загрязнения природы, так и исследованиями в области новых неагрессивных по отношению к природе материалов и технологий, возможностей и технологий переработки и вторичного использования ресурсов. В целом в постиндустриальном обществе произошла переоценка ценностей, основной целью его развития стал выступать не экономический рост, а решение социальных и гуманитарных проблем. Позже антропоцентризм, гуманизация техногенного мира стали сменяться экоцентрическим подходом к взаимодействию с окружающей средой. Экологизацию социально­экономического развития отмечают экономисты . В системе взаимоотношений человека с природой человек становится ее органической частью.

Дизайн, который всегда нацелен на решение проблем, что является его проектной сущностью, активно включается в решение экологических проблем. Направления антидизайна, радикального дизайна, арт-дизайна, «зеленого» и устойчивого дизайна, экологического дизайна возникают как реакция на технократический функционализм и коммерческий стайлинг. Дизайнеры стали стремиться проектировать вещи не массового спроса, либо не престижные, модные и дорогие, а «близкие» людям, семантически наполненные, представляющие культурную ценность, компенсирующие дефицит естественной природной среды в техногенном предметно-пространственном окружении, гармонизировать отношения общества и природы.

Таким образом, говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком, но лишь при наличии проблемы начинается проектный поиск путей ее решения. Экологическая проблематика очевидна и всеобъемлюща, а значит, необходим системный «проектный» подход к решению экологических проблем . В 1970-х годах Дж. Джонс пишет о том, что дизайнер обязан предвидеть индивидуально-биологические, социальные и экологические изменения, которые могут быть вызваны созданием новых искусстввенных объектов, предотвращать нежелательные побочные эффекты проектирования .

Дизайн как глобальная проектная деятельность вбирает в себя все актуальные тенденции и достижения проектирования, искусства, технологий, научной мысли. Исследуя экокультурологический подход в дизайне, К.А. Кондратьева в монографии «Дизайн и экология культуры» описала современную проектную стратегию в дизайнерской деятельности как возрождение богатейшей исторической рефлексии, которая содержится в визуальных коммуникациях и «необходима для разрешения задач по поиску знаково-символического аспекта формы, сближает экологический подход в дизайне с культурологическим» . Экосемиотика пространства является носителем экологических смыслов и ценностей .

Для создания экологически целесообразных объектов дизайнеры могут использовать технологические, конструктивные и композиционно­художественные приемы экологизации предметно-пространственной среды, которые мы рассмотрим далее . Эти приемы могут обеспечить гармоничность сосуществования человека и окружающей природной среды с целью ее сохранения, а также регулирования внутренней мотивации и потребности человека к экологическому образу жизни. Но главное — это мировоззрение профессионалов, их экологическая этика, наличие экологической культуры, что является гарантией экологически ответственного проектирования.

Выводы

Эволюция понимания дизайна, подходов, методов, принципов и технологий дизайна обусловлена тенденциями общественных процессов, изменениями технологических возможностей производства, экологическими проблемами, а также осмыслением миссии проектной деятельности и степени профессиональной ответственности самими дизайнерами. Функционализм и антропоцентрическая нацеленность до последнего времени являлись ведущими чертами дизайна. С 1970-х годов появляются теоретические работы и практическая реализация дизайн-объектов, в которых рассматриваются и решаются проблемы экологически ответственного проектирования.

Выявленная онтологическая сущность дизайна и проблемное поле его существования доказывают его социокультурную роль в жизни общества. Дихотомичность процессов дизайна, дуализм детерминант дизайна определяют сущностные закономерности его развития, актуальность, востребованность, включенность в бытие, невозможность окончательного решения всех проблем. Существование дизайна на границе явлений, сфер жизни определяет его роль посредника, интегратора, его воспитательный и аксиологический потенциал.

Дизайн как способ освоения и приспособления природы человеком для своих потребностей имеет огромные возможности в решении экологических проблем, может стать средством гармонизации сосуществования человека и окружающей среды. Как многогранное явление, неразрывно связанное с жизнью людей, процессами производства и потребления, дизайн оказывает огромное влияние на социокультурные процессы, в его принципах и подходах можно проследить отклик этой художественно-проектной деятельности на современные проблемы человечества, в т.ч. экологические.

Предыдущая статьяПланирование жилой среды
Следующая статьяПрофессия дизайнера интерьера