Еврейское письмо имеет две основных формы, подобно латинскому капитальному и гуманистическому курсиву. Но, в отличие от латинского письма, эти две формы вместе не применяются. В еврейском письме нет больших (прописных) букв.
Для еврейского письма характерны жирные горизонтальные штрихи и узкие вертикальные, с вертикальной засечкой слева вверху.
Пропорции букв приближены к квадрату.
В еврейском квадратном письме есть только один верхний выносной элемент, и пять нижних.
Некоторые буквы отличаются друг от друга незначительно: наличием уголка, скругления, пробела, выступа, длиной штриха. Необходимо помнить о наличии внутрибуквенной точки и ей соответствующем месте.
Поздний еврейский рукописный курсив свободен и динамичен, может быть прямым или наклонным в любую сторону.
В его основе лежит дуга, некоторые буквы сложны и замысловаты.
Еврейский алфавит применяют в древнееврейском языке Святого Писания (Торы), иврите, арамейском идише, ладино.
Арабское письмо имеет много общего с еврейским, поскольку они связаны общим происхождением и тысячелетним сосуществованием. Направление письма слева направо, похожий алфавитный порядок и названия букв, разные формы одной и той же буквы в зависимости от ее положения в слове, много надстрочных и подстрочных знаков.
Арабское письмо имеет две базовых линии для определения высоты строки и одну основную, на которую нанизываются буквы. Иногда в арабском письме буквы в одном слове сливаются в горизонтальную или косую линию, от которой отходят крючки и прямые, обозначающие вместе с надстрочными и подстрочными знаками отдельные буквы. Каждая буква может иметь от двух до четырех форм: в начале слова, середине слова, конце слова и отдельно.
Грузинское письмо имеет две формы со своими разновидностями.
Древнее грузинское унциальное письмо «мргвловани» (округлое) или «асомтаврули» (заголовочное), применялось в манускриптах и для монументальных надписей.
С IX в. используется «нусхури» — (строчное) письмо типа курсивного минускульного письма.
Эти два письма объединены в одно — «носхури» (церковное).
В XI—XII вв. появилось светское — более вычурное письмо «мхедрули» (письмо всадников).
Для написания текстов «мхедрули» используется в минускульной форме, без больших (прописных) букв.
Из 33 букв алфавита только четыре не имеют выносных элементов.
И то и другое буквенное письмо имеют направленность строки слева направо, как в европейском письме.
Для заголовков, титулов вначале XX в. применяется шрифт прописной формы «асомтаврули» («мтаврули»).
Его графическая форма схожа с буквами минускула, выровненными по двум осям.
Китайская письменность 4 ООО лет назад была создана как рисуночное письмо: для выражения каждого понятия рисовался отдельный знак.
С древних времен квадратная форма отдельных знаков предписывается каллиграфическими правилами.
Каждый знак находится в четырехугольнике, и все четырехугольники равны между собой. Направление письма — колонками сверху вниз, которые в свою очередь располагаются справа налево. Иногда встречается горизонтальное направление строки с размещением знаков справа налево.
В современном (слоговом) китайском алфавите «чжуинь-цзиму», созданному в 1913 г., направление письма горизонтальное, слева направо, наподобие европейской письменности.
Отдельные слова в китайском языке сохраняют установленную форму, поэтому в письменности утвердилось словесное письмо. На протяжении истории графический облик знаков изменялся.
Древнее письмо XV-XII вв. до н.э. «гувэнь» довольно тщательно передавало изображение предметов, допускало варьирование формы.
В течение 800-200 гг. до н.э. развивается письмо «джоу-вэнь» или «да-джуань» (большое письмо для печати), а вместе с ним около 200 г. до н.э. — «сяо-чжуань» (малое письмо для печати).
С появлением бумаги, волосяной кисточки, туши получает распространение «ли-шу» (официальное письмо), а приблизительно в 400 г. н. э — «кай-шу» (уставное письмо), которое и сейчас является основным.
Вместе суставным письмом используются курсивы: «син-шу» (беглый шрифт) — легко читаемый, тщательно выписанный и «цао-шу» (травяной шрифт), который читается с трудом.