Дизайн в современном обществе — это и область профессиональной деятельности, и социокультурное явление, и философия проектирования, формирования и развития антропогенной среды. Поэтому функции дизайна многообразны и окончательно до сих пор не определены.
С точки зрения философов дизайн, как вид человеческой деятельности, соединяет в себе преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную, а также интегрированную художественную деятельность . Социально ориентированной целью дизайн-деятельности как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей .
Это достигается за счет сочетания утилитарно-технического и эстетического начал дизайн- проектирования. Поскольку дизайн представляет собой специфическую проектную форму художественно-технического творчества, то его функции объединяют функции искусства с функциями инженерно-технической деятельности. Многоаспектность дизайна как специфической формы бытия культуры, способствующей взаимосвязи и взаимообогащению материальной и духовной ее сфер благодаря художественному осмыслению объектов разработки в процессе их художественного моделирования, обусловливает структуру общественно значимых функций дизайна. Эти общественные функции осуществляются в процессе и результатах постановки и решения социально значимых задач дизайна.
Под функцией дизайнеры понимают не только утилитарный и технологический смысл какого-либо процесса, вещи, явления, но и художественно-образное, общественное содержание и ценность получившегося продукта, его участие в интеллектуальной жизни, культуре, в духовной составляющей нашего сознания. Художественно-образное решение дизайн-объекта обладает информационно-семиотической, конструктивнотехнологической и морфологической целостностью. В реализации функций дизайна проявляются его социально-культурные, функциональнопотребительские и коммуникативно-эстетические ценности.
Конечной целью дизайнера является создание композиционно единого, художественно выразительного и образного объекта, отвечающего, кроме того, шести группам требований:
- социальные — это требования к организации среды, учитывающие необходимость ее соответствия общественным потребностям, достаточному уровню потребительской ценности;
- утилитарно-функциональные — предъявляемые к среде человеком- потребителем; характеризуя основные функциональные свойства среды, эти требования связаны с определенной структурой потребительских свойств, выявляемых в процессе потребления, — удобством и соответствием функции;
- конструктивно-технологические — требования целесообразности,
- безопасности, надежности и долговечности объектов;
- эргономические — требования, обеспечивающие соответствие среды параметрам и физиологическим возможностям человека и обусловливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки, а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта;
- эстетические — требования, сочетающие в себе ценность среды как элемента художественной культуры общества; а как формы средового объекта — отражающие общественно-ценностные характеристики (в том числе утилитарные), т.к. красота — это и удобство, и соответствие функции, и целесообразность конструкций и материалов;
- экономические — требования, предусматривающие получение максимальной эффективности от вложенных средств, учитывающие не только единовременные, но и эксплуатационные расходы .
- В средовом проектировании функция выражается в нескольких формах: функция как цель создания средового объекта; функция как жизнь архитектурного объекта, процесс, движение, изменения, социальнопространственное выражение его существования; функция как выраженная целесообразность (в проекте, в чертежах и в реализованном объекте).
Функция определяется и как работа, которую выполняет или предназначено выполнить изделие; смысловая, знаковая и ценностная роль вещи. Функция определяет характер и вид предмета (или действия с ним). В зависимости от типа деятельности, в которую включено изделие, различаются:
- адаптивная функция — способность вещи или среды облегчать процесс адаптации человека, создавая условия для оптимального протекания деятельности; адаптивная функция определяет качество среды с точки зрения человека, например, комфорт;
- инструментальная — функция вещи, связанная с деятельностью по преобразованию среды или материала; является основой для орудий труда, оснащения и пр., позволяет выполнять необходимую работу;
- результативная — функция, приобретенная вещью в процессе знакового закрепления в общественном сознании ее роли и смысла для деятельности человека; когда вещь является знаком некоего результата, цели;
- интегративная — функция вещи в культуре, поскольку в ней объединены и проявлены качества культуры в целом: смыслы, традиции, ценности, выраженные в материале и форме, как отражение образа жизни; она проявляется в историческом, социальном или средовом контексте, вещь заключает в себе образ эпохи, культуры .
- Вещь как продукт дизайна и средство коммуникации выполняет знаковую функцию (показывает определенные социальные ценности и предпочтения) .
- Проектный образ вещи воспроизводит (моделирует) идеальную жизнь вещи и потребителя, направляет потребителя в его действиях, раскрывает смысл вещи, содержание ее социально-культурного бытия, что накладывает особую социокультурную ответственность на дизайнера .
Функции дизайна как вида проектного творчества и искусства изучались многими авторами , но наиболее полно проанализированы Ю.В. Медведевым в учебном пособии «Сущность дизайна» . К числу функций дизайна он относит следующие: преобразовательную (конструктивно-морфологическую), познавательную (гносеологическую), ценностно-ориентационную (аксиологическую), общения (коммуникативную), социально-экономической эффективности, защиты окружающей среды (экологическую), адаптационную, воспитательную, художественную, гедонистическую (эстетического наслаждения).
По мнению Ю.В. Медведева экологическая функция дизайна проявляется в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды и самих людей от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации, игнорирующей нередко требования экологии во имя получения сверхприбыли владельцами промышленных предприятий (за счет сокращения расходов на природоохранные мероприятия).
Востребованность дизайна в этой области общественной практики может быть реализована при существовании определенной государственной политики, подкрепленной соответствующим законодательством, и понимании целесообразности привлечения дизайнеров к разработке экологических программ, системных объектов с экологически замкнутой средой, комплектов и отдельных изделий, требующих учета экологических факторов при их производстве, сбыте и потреблении.
Внимание дизайнеров (с позиций учета экологических требований) должно быть направлено на свойства конструкционных и отделочных материалов, используемых для создания по их проектам изделий разных видов и их упаковки, тары; на свойства разных материалов, используемых при эксплуатации изделий и характер процесса производства продукции.
Экологически важной для дизайна является также проблема утилизации отходов не только производства, но и торговли и потребления всевозможной продукции, засоряющей окружающую среду. Дизайн-программы, связанные с решением проблем утилизации отходов, разнообразной тары, упаковки, использования вторсырья, могут иметь важное социально-экономическое и экологическое значение» .
Опираясь на выделенные ранее функции дизайна, обозначим и раскроем функции экологического дизайна, т.к. это направление является не только проектной деятельностью, но и парадигмой, манифестом, деятельностью для будущего, акцентирующей социокультурную сущность и ответственность дизайна .
Функции экологического дизайна мы выделяем следующие:
- созидающую;
- информационную;
- аксиологическую;
- коммуникативную;
- воспитательную;
- социально-экономическую;
- природосохранную;
- аттрактивную;
- эстетическую;
- валеологическую;
- адаптационную;
- прогностическую.
Созидающая функция определена тем, что дизайнерское проектирование — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основными рабочими категориями дизайн-проектирования являются образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Проектная деятельность дизайнера имеет формообразующий характер. Работая над формой и решая стоящие перед ним различные задачи, дизайнер стремится к тому, чтобы эта форма стала содержательной (кроме безусловных качеств полезности, удобности, безопасности и экономичности).
Чтобы изменить сознание и культуру потребителей, сами формы дизайн- объектов, технологии их создания должны быть особыми, привлекающими внимание к проблемам, открывающими новые возможности, образы, что соответствует задачам экодизайна.
Информационная функция экологического дизайна обеспечивается визуальной информативностью проектируемого объекта. Дизайн можно рассматривать как определенный способ передачи упорядоченной информации. Благодаря выразительности композиционного, пластического и цветового решения потребитель понимает его назначение, материал, способ изготовления, устройство, способы использования. Эта функция зависит от тенденций развития общества, проблем и противоречий, способствует выявлению социально-культурного смысла вещи, ориентированного на ценностные идеалы определенных групп потребителей и отражающего тенденции развития стиля .
При исследовании семантики предметно-пространственной среды анализу подвергаются, прежде всего, такие ее качества, как форма, цвет, знаковые модели. Форма и стиль — понятия, в которых зафиксирована материально-предметная, бытийная, онтологическая, внешняя, формальная сторона эстетического. Но в этом внешне-формальном всегда просвечивает внутренне-содержательное, духовное, психологическое. Не случайно в ключевом понятии «выразительное» схватываются обе эти стороны, взаимопереходы внешнего и внутреннего, содержательного и формального . Формы материальной культуры (одежда, обычаи, архитектура и т.д.) со временем могут изменяться, но символы (особенно графические) продолжают очень тщательно воспроизводиться из поколения в поколение. Трактовка этих символов может претерпевать изменения, может утрачиваться первичный заложенный в них смысл, однако форма не изменяется или почти не изменяется. Вероятно, это происходит потому, что информация, передаваемая людьми в вербальной форме, может достаточно сильно искажаться в силу субъективности ее понимания конкретным человеком, но форма (материальный знак) более проста для восприятия, чем содержание, т.к. воспринимается визуально. Визуальный ряд более важен, чем какие-либо другие раздражители, никуда не деться от формы, цвета, объема и композиции пространства. Это язык, не требующий перевода, понятный на подсознательном уровне. Ощущение символики формы и знаков, цвета заложено в человеке генетически.
Информация, закодированная и прочитываемая во внешнем образе объекта, может заставить задуматься потребителя о ценностях и проблемах окружающей среды, вызвать желание изменить к лучшему этот мир на уровне своих возможностей, задать тенденции в моде и потребительские установки, просто быть правдивой и объективной, указывать на экологические характеристики изделия. Потребители становятся все более информированными, опытными и требовательными к приобретаемым ими товарам. Интересы потребителей больше не ограничиваются ценой, характеристиками товара, аспектами поставки и сервиса — покупатели становятся более компетентными в экологических, этических и социальных вопросах и хотят получать товары, соответствующие их представлениям. В современном обществе наблюдается осведомленность об экологических проблемах и угрозе выживанию человечества, беспокойство и понимание необходимости государственных мер и собственного посильного участия, активное участие некоторых сообществ, групп, организаций в процессах, акциях, планомерных мероприятиях и практический вклад в решение проблем на локальном уровне. Средства массовой информации, документальные фильмы выявляют, изобличают и пропагандируют. Модные «зеленые» идеи, акции, наряды демонстрируют знаменитости, политики, артисты, общественные деятели, поднимая свой рейтинг популярности в глазах общественности.
Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция экодизайна является наиважнейшей, т.к. это направление современного дизайна актуализирует проблемы сосуществования человека и природы, показывает ценности сегодняшнего дня и ориентиры будущего, идеи и концепции экодизайна способны изменить мировоззрение людей. Антропогенная среда — это порождение и отражение общественного бытия и сознания, иллюстрация тесной взаимосвязи материальной и духовной стороны жизни общества. Каждый этап развития общества выражается в его политической, экономической, идеологической организации. Визуализация и
материализация этих общественных процессов осуществляется в предметнопространственных структурах, которые окружают нас и иллюстрируют культурно-эстетические устремления общества. В предметнопространственной среде сохраняется память человечества о прошедших эпохах, о ценностях духовных и материальных. Объект дизайна является артефактом культуры, воплощением и носителем культурных смыслов и ценностей. Ценностные установки могут формироваться благодаря знаковости и коммуникативности формы дизайн-объекта, в которой как в знаке, коде, символе передается определенная ценностно-ориентирующая информация.
Коммуникативная функция экологического дизайна (как и дизайна в целом) состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей, выражения отношения к ним, а также к среде в целом. Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, закодированную художественно-образными средствами . Культурные символы могут быть как общечеловеческие, так и созданные, понимаемые на локальном уровне. Знаковость вещи может указать на потребительские предпочтения и принадлежность к определенной социальной группе ее владельца.
Технологии и коммуникации стали узловыми пунктами прогресса, и дизайн как выразитель технологий и катализатор коммуникаций занимает в нем ведущую позицию. Фирменный стиль, узнаваемость, запоминаемость бренда, новые формы и технологии, неповторимость и стильность интерьера — это способы привлечения клиентов, возможность увеличить цену продукта или услуги, составляющие успеха в экономической конкуренции, а также провокация нового витка потребления. Средствами графического дизайна возможно напрямую обращаться к потребителю, призывать, критиковать, информировать, инициировать и организовывать акции и проекты.
Воспитательная функция означает коррекцию уже существующих и формирование новых социальных предпочтений, активной жизненной позиции на основе опыта поколений. Объекты экологического дизайна задают новые формы и нормы поведения, касающегося взаимоотношений с природой, должны способствовать формированию экологической культуры личности, что обеспечивается рассмотренными выше познавательной, аксиологической и коммуникативной функциями. Экологическая культура детерминирует взаимоотношения человеческого общества и природы; обеспечивает гармоничность их сосуществования благодаря системе социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей. Социальная ответственность дизайнера состоит в осознании того факта, что его деятельность и дизайн-объект как результат всегда общественно значимы и оказывают воздействие (физиологическое, психологическое, экономическое, эстетическое) на потребителей продукта, в умении предвосхитить запросы и идеалы, модные тенденции, в уровне прогрессивности проектных предложений, в понимании того, что его личные вкусовые предпочтения не должны навязываться заказчику, что он формирует не только материальную, но и духовную культуру общества.
Социально-экономическая функция экологического дизайна определяет особые требования к эффективности и экономичности технологий изготовления дизайн-продуктов, их эксплуатации и утилизации. Экодизайн, наравне с очевидными и классическими требованиями эстетичности, удобства и экономичности, уделяет особое внимание следующим вопросам:
- потреблению ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации;
- происхождению и возобновляемости материалов; основная цель экодизайна — создание участков, товаров и услуг с минимальным использованием невозобновляющихся ресурсов, защита окружающей среды как производителем, так и поставщиком;
- безопасности в использовании изделия, отсутствию вреда здоровью, сведению к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т. п.;
- простоте и безопасности утилизации, возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.
В системе потребления, рекламы и сбыта товаров дизайн регулирует поведение потребителей, формирует структуру потребностей и стандарты потребления, является средством увеличения сбыта, создает социальные
образы вещей. Экологический дизайн предполагает разумный баланс между экономией ресурсов и при этом обеспечение разумных потребностей людей, включая прогноз и заботу о будущих поколениях. Объекты экологического дизайна демонстрируют воплощение рациональных решений с различных точек зрения: потраченные ресурсы, производство, функционирование и долговечность, утилизация, социальная востребованность,
психофизиологическая и эстетическая удовлетворенность потребителя.
Природосохранная функция, которую обеспечивают энергосберегающие технологии, утилизация и вторичное использование материалов, снижение энерго- и материалоемкости производства, его негативного влияния на природу. Примером реализации этой функции стало все более популярное «зеленое» строительство, при котором воздействие зданий на окружающую среду минимально. Его цель — снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка для проектирования, строительства, эксплуатации, до ремонта и сноса.
Аттрактивная функция экодизайна выражается в том, что объекты должны нести положительную, легко воспринимаемую информацию, быть привлекательными, притягательными и формировать позитивное отношение к экотренду. Мы интегрируем в этой функции художественную и гедонистическую функции, выделенные Ю.В. Медведевым. Художественный образ не является главной задачей проектирования (вспомним триаду «функция-структура-форма»), но в итоге потребитель, воспринимая внешний вид изделия, прочитывает образ, закодированную информацию. Образ объекта экологического дизайна должен быть природосообразен, гармоничен.
Эстетическая — объект экологического дизайна удовлетворяет эстетические потребности человека в общении с природой, отражает и формирует массовый эстетический вкус, является способом распространения и формирования эстетических оценок в обществе. Дизайн отражает изменения, происходящие в обществе. Многообразие форм и мнений, эклектика постмодернизма привели к тому, что в современном дизайне отсутствуют эталоны красоты (как и понятие хорошего вкуса). Социальные группы с различным достатком и стилем жизни имеют отличающиеся системы ценностей и постоянно изменяющиеся модные стандарты и эстетические предпочтения. Экологический дизайн внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, основанные на гармоничных природных образах, благодаря чему помогает приспосабливаться к меняющемуся миру, обеспечивает преемственность между прошлым и будущим.
Валеологическая функция обеспечивает ненанесение вреда физическому и психическому здоровью. Снижение зависимости либо изоляцию человека от вредных факторов окружающей среды обеспечивают такие разделы и основания дизайн-проектирования, как эргономика, санитария и гигиена, видеоэкология. Дизайн удовлетворяет психологические потребности человека в новизне (реально изменяет среду существования или создает иллюзию изменений), в самовыражении, позволяет подчеркнуть свой социальный статус, является способом эмоциональной разрядки, защищает от психологических перегрузок, предлагает образцы поведения.
Адаптационная функция экодизайна позволяет адаптировать предметно-пространственную среду под конкретного потребителя, учитывая его физические данные, состояние здоровья, возраст, гендерную принадлежность, интересы, вкусовые предпочтения. Отметим, что дизайн- объекты по сравнению с архитектурой более адресно и точно соответствуют конкретному потребителю, его физическим и психологическим параметрам, вкусовым предпочтениям. Актуальны для обеспечения адаптационной функции методы партиципации (от от лат. participa-tio — участие, англ. participation, франц. participation — соучастие, сопричастность, приобщение), т.е. привлечение будущих потребителей к процессу проектирования и кастомизации (от англ. customer — клиент, потребитель), т.е. изготовление массовой продукции под конкретного потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами, принадлежностями или возможность трансформации, с учетом различных интересов и требований, что создает у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности.
Прогностическая (моделирующая будущее) функция. Экологический дизайн открывает новые технологии, приемы и методы проектирования, формирует моду на вещи и отношение к ним, стиль потребления, стилевые тенденции и тренды. Средствами экологического дизайна возможно определить перспективы и актуальные пути развития общества, формировать моду на экологичный образ жизни. Часто именно экологические проекты предлагают инновационные технологические решения, прогностические и концептуальные предложения, взгляд в будущее, стимулируют экспериментальную сферу в обществе и культуре, выявляет новые, более совершенные по сравнению с существующими культурные образцы.
С точки зрения экологического дизайна все перечисленные функции иллюстрируют тот факт, что деятельность дизайнера оказывает влияние на многие социокультурные процессы, что требует от него особой профессиональной ответственности и прогнозирования моделей существования объекта на всех этапах его «жизни»; средствами дизайна можно создать гармоничную, благоприятную для людей среду, при этом не нарушающую природные системы, и воспитывать потребителей целенаправленно, в соответствии с принципами экоцентрического отношения к природе. Таким образом, направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, аксиологическую (ценностно-ориентационную), адаптационную функции дизайна, т.е. его социокультурную роль и возможности для развития общества в гармонии с природой.