Виктор Папанек — австрийско-американский дизайнер, сторонник социально-ответственного и функционального дизайна. Однажды он настолько стремился доказать свою правоту и то, почему защитные бамперы в машинах не должны быть дорогими, что специально въехал в стену помещения Сената на скорости 25 км/ч на машине с собственноручно созданным бампером из бутылок и деревянных дощечек. Такая смелость и преданность принципам дизайна, который бы был полезным для людей, привел к тому, что из-за критики Сообщества промышленных дизайнеров Америки Папанек был из нее исключен.

Книга «Дизайн для реального мира» стала определяющей в его творчестве, потому что открыла глаза на реальные проблемы общества, которые почему-то нивелировались коммерческими дизайнерами. Папанек уверен, что дизайнеры должны платить свою «десятину» за то, что имеют более выгодное положение, чем значительная часть человечества, и речь идет, прежде всего, не о средствах, а о социально ответственных проектах, которые бы были «для людей и про людей».

Расскажу о некоторых примеры как хорошего, так и необдуманного дизайна из книги Папанека. И рекомендую прочитать ее полностью, чтобы узнать, как определять функциональность дизайна, определять общественные запросы и продумывать простые и доступные решения.

Коридор, который даже не проверили

В отеле Hyatt Regency в Канзас-Сити в 1981 году произошла масштабная катастрофа из-за непродуманной системы воздушных переходов. В результате пострадали несколько человек. Исследование того, как сделать такие элементы более безопасными, было сделано только через три дня после этой катастрофы — то есть проект построили, даже не проверив. Если делаешь воздушные переходы крупнее 13,5 м, нужны дополнительные опоры, а в отеле без поддержки были коридоры на 30 м. В 1984 году, по словам Папанека, во время суда над разработчиками отеля, инженеры признались, что опоры не установили, потому что «архитекторы хотели чистый дизайн, который имел бы лучший вид». Сразу вспоминаешь вечную дилемму дизайнеров «вы хотите, чтобы это работало, или чтобы оно было красивым?».

Чудо из местной кофейни

Изобретателем кемекса, который теперь можно найти в каждом хипстреском кафе, является Питер Шлюмбом. Устройство для заваривания кофе изобрели еще в 1941 году. Кемекс был практичен в военные годы: тогда использование отдельных материалов было запрещено для невоенного потребления, но стекло, древесина и кожа ограничениям не подлежали. Боросиликатное стекло кемекса позволяет выдерживать высокие температуры во время заваривания, а сама его форма похожа на колбу Эрленмейера, что обуславливает его удобство в использовании.

Папанек положительно отозвался об этом изобретении, которое соединило в себе простоту и функциональность.

Самая удобная обувь

Тапочки trtofflor, которые родом из шведского Ангехольма, настолько удобны, что их время используют хирурги во время операций. Эта обувь имеет кожаное покрытие, деревянный низ и резиновую подошву, она считается удобной и полезной с ортопедической точки зрения, а еще долговременной, ведь не изнашивается около четырех лет. Но главное: эта обувь не является подвластной отдельной моде или показателем какого-то особого статуса — она простая, эстетическая и функциональная.

Игрушка, которая хочет убивать

В 1982 году на рынке США появилась кукла ur-Chucky, которая хрипловатым голосом приказывала Kill Mommy (букв. Убей маму). Такая иллюзия создавалась из-за некачественной озвучки внутри игрушки: звук искажался, и на самом деле планировалось, что кукла будет говорить испаноязычным детям Quiero a Mami (букв. Люблю маму).

Видеоподтверждение существования такой игрушки уже трудно найти, однако в прессе остались упоминания об ужасном инциденте и просчеты как дизайнеров, так и тех, кто должен был проверить готовый продукт.

Стул как подпись дизайнера

Многие дизайнеры до сих пор ломают голову над созданием удобного места для сидения. Но в действительности один из самых удобных стульев можно увидеть уже в начале XIX в. на старых фотографиях. Его удобно переносить, так как он складывается в плоский пакет весом до 7 кг, он удобен, поскольку не имеет подушек и лишних деталей. Он выдерживает высокий вес, является компактным и может использоваться где угодно — и все это за сравнительно невысокую цену.

Книга «Дизайн для реального мира»
Предыдущая статьяРеклама и дизайн — воздействие на потребителя
Следующая статьяВыставка Ларжильера