Буква-образ может быть иллюстративной, ассоциативной, абстрактной и т.д.
При этом визуальная организация формы должна сделать букву зрительной и понятной.
Буквица (инициал, заглавная буква) — первая прописная буква раздела, главы, книги и т.д. — увеличенного размера, наборная или рисованная со сложным орнаментом, декоративной композицией или сюжетным рисунком.
Инициал (лат. littera initialis) — начальная буква.
Инициалы — эффектное средство украшения полосы.
Инициалы по характеру и сложности рисунка можно разделить на виды:
— инициалы в виде большой прописной буквы, отличающиеся от текста размером, насыщенностью, цветом;
— инициалы в виде прописной буквы простого рисунка, умеренно украшенные;
— инициалы, богато орнаментированные росчерками или изображениями;
— инициалы со сложным декором, доминирующие над текстом или другими элементами.
Слово-образ — облечение слова в зримую форму.
Отношения функции к форме разнообразны: они могут быть гипертрофированны, безразличны к сути слова, удобочитаемы за счет формы.
Целостность слова-образа — тактичное сопоставление противоположностей.
В слове важны и функция и форма.
Иноязычные, непонятные шрифты, слова, прежде всего, обращают внимание на свою форму.
Единство слова и формы достигаются профессионализмом.
Гармоничное соотношение изобразительной формы шрифта, содержания текста, художественного мышления и технических навыков — суть шрифтовой композиции.
Все буквы имеют яркую эмоциональную окраску, каждая рождает уникальный неповторимый образ, все детали буквы работают на ее образ. Образ буквы — это отношения простых изобразительных форм.
Попытка передать все вызываемые буквой образные и смысловые ассоциации в абстрактных графических формах, реализация задачи при создании функционально-образного алфавита. Образно-пластическую трактовку буквы определяет ее графема, а конкретная форма, интерпретации буквы в любой из форм существующих шрифтов должны соответствовать фонетическому образу.
В.Кандинский, говорил, что «цвет звучит». Эмоциональное воздействие цвета на человека трудно переоценить: желтый — светоносный, радостный; нежно-голубой — возвышенный, сентиментальный; ярко-розовый — экстравагантный, претенциозный;
зеленый — открытый, веселый, приветливый; серый — нейтральный, безликий; темно-голубой — насыщенный, глубокий, благородный;
краплак — торжественный, величественный; коричневый — тяжелый, земной, ограниченный;
фиолетовый — темный, холодный, мистический;
черный — графичный, весомый, строгий и т.д. Цвет усиливает образность букв.
О связи звука и цвета свидетельствуют многие примеры из истории искусства, в особенности музыки и поэзии, которые в свою очередь воздействуют на образ, усиливают его звучание.
Термин «акцидентный шрифт» — условен, т.к. их зрительная значимость выходит за пределы шрифтового мастерства и весьма убедительно проявляется в формотворчестве. Вероятно, термин «глифика» — рисованный шрифт, был бы более приемлем.
Акцидентный шрифт — один из элементов рекламного сообщения, визуализации слова или фразы. Эти шрифты находятся в противоречии с текстовыми шрифтами. Акцидентный шрифт — прежде всего зрительная метафора, образ со своими закономерностями, формальными принципами построения изображения, своим выражением образного мышления, художественным языком.
В акцидентном шрифте переплетаются и взаимодействуют многочисленные аспекты осмысления формы — стилистика, конструкция, рисунок, пластика, ритм и пропорция. Гармония этих отношений создает цельный образ шрифта. Рисунок шрифта — его графическая особенность, отражающая характер, стиль, образность, оригинальность.
К акцидентным шрифтам относятся: рукописные, итальянские, объемные, контурные, оттененные, фигуративные, орнаментальные, фантазийные, и многие другие, которые нельзя отнести к текстовым.
При создании акцидентных шрифтов необходимы творческая фантазия, знание исторического наследия шрифтовой культуры, целостное восприятие и технология воспроизведения.
Акцидентный шрифт — искусство вариаций, чувств, нюансов, он служит скорее зрелищности, чем удобочитаемости.
Текстовые шрифты многообразны, они могут быть выполнены как на основе антиквенных, так и на гротескных шрифтах, как в традиционных формах, так и измененных. Для самих шрифтов важно их восприятие и удобочитаемость.
Буква — простое, чудесное средство коммуникации, посредством которого можно создавать разнообразные выразительные композиции. Эти композиции будут сами по себе иметь графическую ценность.
Сохранив историческую визуальную логику развития, кириллица обладает огромными возможностями художественного изображения.