Персонажи или вымышленные образы пользователей, которые используют для того, чтобы принимать решения в отношении характеристик продукта, его взаимодействия с пользователями и эстетики оформления.
Дизайн, который стремятся приспособить к потребностям каждого, в результате не подходит никому. Например, процент посетителей, которые действительно покупают продукты в Интернете, очень мал относительно общего количества посетителей веб-магазинов, но большая часть веб-сайтов не учитывают различия в потребностях покупателей, то есть они рассчитаны на среднего посетителя, обезличенного и созданного путем усреднения статистики посещений, опросов и результатов тестирования.
Вероятно, лучше создавать продукты, которые полностью учитывают потребности немногих, чем те, что слабо удовлетворяют потребностям большинства. Именно эту конкретную проблему необходимо решать.
Метод создания персонажей включает в себя разработку набора характеристик (составление опросного листа) для небольшого количества типичных пользователей, представляющих собирательный образ пользователей.
Источниками информации для собирательного образа служат интервью с пользователями и потребителями, обзоры рыночных исследований, результаты обратной связи с потребителями и статистические данные использования продукта.
При правильной организации работы количество персонажей обычно не превышает трех для лиц, представляющих главную целевую аудиторию, и четырех — для второстепенных действующих лиц, если потребности пользователей в сегменте накладываются друг на друга. Каждый персонаж обычно представляют с фотографией, именем, описанием образа жизни, рода занятий и интересов.
Часто членам команды разработчиков полезно самим сыграть роль таких персонажей, что позволяет уточнить потребности и поведение пользователей и вызывает в будущем чувство сопереживания. Персонажи не только делают целевую аудиторию более реальной для разработчиков и инженеров-технологов, но и способствуют выявлению приоритетных характеристик, в результате чего продукт будет удовлетворять конкретные потребности самых активных пользователей.
Использование персонажей в процессе разработки становится все более популярным среди дизайнеров, хотя по сравнению с традиционными подходами его справедливость пока не доказана практическим путем. Достоинства нового подхода сложно оценить какой-либо мерой, поскольку оригинальная разработка метода принадлежит Алану Куперу и все подробности метода еще сохраняются в секрете.
Рассматривайте метод персонажей в начале процесса разработки продукта, чтобы определить приоритеты и выработать конкретные требования к продукту. Помните, что характеристик персонажей должно быть немного, чтобы их можно было охватить взглядом и легко истолковать. Ограничивайте количество главных персонажей тремя и второстепенных персонажей четырьмя участниками. Выбирайте персонажей, исходя из интервью с разными людьми и рыночных исследований, — не берите их из прошлых проектов.
В таблице представлены три персонажа с разными потребностями и разным пользовательским уровнем, посещающих интернет-магазин детских игрушек. Аманда не является покупателем, но может влиять на своих родителей. Глория — это прототип покупателя, перегруженной работой мамы, которая беспокоится о своем ребенке, зависающем в Интернете.
Она заходит на сайт игрушек, когда дети докучают ей своими просьбами что-то купить. Чарльз редко посещает сайт. Он обычно заходит на сайт, чтобы купить своим внукам игрушки. Он не имеет представления, какие игрушки они любят и какие у них уже есть. Если Чарльз решит совершить покупку, ему потребуется сторонняя помощь.