Проблема определения, с тем ли минералом мы имеем дело и является ли в действительности данный камень природным материалом, возникла в тот самый момент, как человек ввел некоторые камни в ранг особых ценностей. Эти камни интуитивно характеризовались теми категориями, которые мы и теперь считаем главными критериями пригодности для дизайна: декоративность (высокая внешняя привлекательность), утилитарность (возможность использовать по замыслу художника или владельца, прочность, долговечность), технологичность (податливость к обработке, способность к формообразованию). В этом критериальном ряду для природных камней появилась еще одна категория, которая играла особую роль, — их редкость. Чем более редким был камень, тем более высоко он ценился и ценится до сих пор.

Проблему создали две диаметрально противоположные тенденции. Первая привела к созданию множества имитаций драгоценных камней, похожих лишь внешне на имитируемый оригинал. Вторая, идя более долгим путем глубокого проникновения в природу камня, сформировала и продолжает формировать обширный арсенал методов синтеза минералов, имитируя законы природы и пытаясь вырастить камень с той же химической формулой, превратить материал, доступный немногим, в достояние любого. Нет смысла обсуждать правильность каждого из этих подходов, поскольку тот и другой имеют множество преимуществ, равно как и недостатков, тем более что в подавляющем большинстве случаев, создавая аналог или имитацию, ученые руководствовались исключительно интересами науки, а не желанием обмануть или нажиться. Тем не менее, чем выше успехи в области синтеза минералов, тем сложнее методы их диагностики.

Предыдущая статьяТехнический прорыв
Следующая статьяИдентичность химического состава природных минералов