Сделаем намеренный акцент на технических аспектах дизайна. Это связано с тем, что материаловедческие и технологические основы дизайна ранее освещались весьма скупо.
Вместе с тем решение эстетических проблем, связанных с разработкой дизайна оригинальных художественных, технических изделий и их комплексов, следует считать исходной точкой деятельности дизайнера.
Творческий поиск объекта созидания, его формы, пропорций, выбор цветовой гаммы, обеспечение композиционного взаимодействия с окружающей средой, другими объектами — первый и, видимо, определяющий этап творческой деятельности дизайнера. «Думай о форме, содержание подтянется!» — говорил Бертольт Брехт.
О реализации первого этапа творчества дизайнера можно писать очень много. Но в настоящей книге ограничимся лишь несколькими примерами нестандартных дизайнерских решений.
Важно отметить, что приведенные новационные решения базируются на научных открытиях, которым сопутствует развитие высокоточных приборов с большой разрешающей способностью. Прецизионная приборная база (рентгеновская трубка, оптический и электронный микроскопы и др.) позволила заглянуть в микромир, который оказался много богаче и разнообразнее окружающего нас видимого мира.
В распоряжении дизайнера оказался широкий спектр объектов микромира (кристаллические решетки, микроструктура различных веществ, замысловатые конфигурации микродефектов, присущих материалам, строение клеток и отдельных молекул и т. д.), который можно с успехом реализовать для достижения эстетичности объектов макромира.
Так, при открытии в 1895 г. В. К. Рентгеном электромагнитного излучения с длиной волн 105—102 нм (рентгеновские лучи) была создана рентгеновская трубка, с помощью которой в начале XX в. изучено атомное строение кристаллических тел. Было выявлено более 200 систем расположения атомов в кристаллических телах (кристаллические решетки), поделенных на семь классов (сингоний).
В девяти сообщающихся шарах (диаметр каждого составлял 18 м) располагались экспонаты выставки, демонстрационные залы, офисы, киноконцертные залы, рестораны и др.
Создание этого величественного атомиума стало одной из первых успешных попыток использования образов микромира в дизайне объектов макромира.
Образы микромира можно использовать для такого распространенного художественного приема, как декорирование.
Для художественного декорирования предметов быта употребляют широкую палитру образов живой и неживой природы, сфер человеческой деятельности, объектов человеческого созидания.
Объекты растительного и животного мира, различные состояния природы, результаты развития человеческой цивилизации в виде технических достижений и организации среды существования (интерьеры, архитектурные сооружения, ландшафты) — все это можно увидеть при рассмотрении различных декорированных предметов. Несмотря на то что дизайнеры используют оригинальные стилевые и пластические решения, применение часто наблюдаемых в жизни объектов приводит к неминуемому повторению сюжетов декорирования.
Вместе с тем каждый объект макромира имеет тонкое, невидимое невооруженным глазом строение. Микромир материала раскрывается тем полнее, чем при большем увеличении мы проводим анализ.