В заключительной главе предпримем попытку ответить на ряд вопросов. И первый из них— зачем нужен дизайнер.
Американский дизайнер Виктор Папанек (1925—1998) отмечает, что «на протяжении тысячелетий философы, художники и дизайнеры спорили о потребности в красоте и эстетической ценности вещей. Дизайнеры и инженеры настаивали на оптимальной функциональности…
Достаточно выглянуть из окна, чтобы увидеть, что мир несовершенен, но он вдобавок и нефункционален. И в этом мире заниматься исключительно украшательством вещей — преступление. Однако проектировать вещи хорошо работающие, но эстетически неполноценные — тоже фундаментальное заблуждение».
Поэтому первая и основная задача дизайнера — сделать окружающий нас мир более совершенным, комфортным для существования человека.
Для этого в первую очередь необходимо знание физиологии человека, способности его к восприятию шума, тепла, яркости и цвета, запаха и вкуса. Информация о пороговых значениях этих человеческих чувств облегчит создание комфортных объектов, которые и должны наполнять окружающий нас мир.
Вместе с тем дизайнер должен располагать сведениями из других наук: создание дизайнерского продукта кроме функциональности, эстетики и новизны требует знания основ экологии, экономики, психологии, социологии, культурологии, истории отрасли.
Дизайнер должен иметь необходимые сведения об основных прикладных разделах фундаментальных наук: математики, физики и химии.
При этом опираться он должен, как отмечено ранее, на материаловедческую и технологическую базу.
Столь широкий охват научных и технологических дисциплин предполагает увидеть дизайнера-универсала, а не специалиста узкой профилизации.
Именно поэтому на Западе уже сегодня во главе крупных технических проектов в автомобильных, авиастроительных, станкостроительных фирмах стоят дизайнеры, руководящие коллективами в сотни и тысячи человек. Однако персональную ответственность за готовое изделие несет один человек, руководитель проекта — дизайнер.
Как отмечал профессор Н. В. Воронов, «дизайнер-руководитель должен обладать еще одним качеством — искусством компромисса. Оно органически свойствено дизайнеру по определению, по самой исходной двуначальной природе явления дизайна (техника + искусство).