Пластмассы относятся к классу синтезируемых материалов, которые легко деформируются, обладают коррозионной стойкостью и широкой гаммой декоративных свойств, цвет пластмассовых изделий охватывает всю цветовую палитру видимого света.

Объем потребляемых в мире пластмасс за последние 20 лет примерно удвоился.

В анализе, проведенном профессором Т. Ф. Юдиной, даны основные группы пластмасс и области их использования.

Роль пластмасс велика в промышленности и строительстве, но особенно заметно их использование в быту, на отдыхе, в спорте, торговле и других сферах человеческой жизни. Здесь очень важно придать изделию не только прочность, долговечность и другие высокие потребительские качества, но обязательно придавать им современный дизайнерский вид и необходимый привлекательный цвет.

Целесообразность применения пластических масс для производства разнообразных изделий народного потребления определяется многими их достоинствами и возможностью изготовления из них легких, прочных, удобных и красивых, а также дешевых предметов повседневного обихода. Пластические массы позволяют в широких пределах свободно видоизменять форму и цвет изделий и в этом отношении являются непревзойденными материалами, с помощью которых можно создать наиболее рациональную конструкцию изделий и достигнуть желаемых декоративных эффектов. Из пластических масс можно получить изделия, имеющие максимальный полезный объем при минимальных общих габаритах. Эти достоинства обусловливают беспрерывное расширение ассортимента изделий из пластмасс.

В настоящее время на основе пластических масс успешно формируется и расширяется ассортимент посудо-хозяйственных, галантерейных и культурно-бытовых товаров, т. е. изделий, которые работают в условиях контакта с органами человека, медицинскими средствами и в условиях различных химических сред (кислоты, щелочи, масла и т. д.).

Широко используют для изделий народного потребления пленочные, листовые и слоистые пластики, а также ткани с полимерным покрытием. Отдельные изделия полностью изготовляют из пластиков, в других товарах применяют их частично.

При изготовлении изделий из пластмасс прибегают к различным способам механической обработки. Часто обращаются к простейшим инструментам. Например, легко режут ножом полиэтилен (в тонком слое), поливинилхлорид (пластикат), фторопласт (в тонком слое), пенополистирол, пенополивинилхлорид. Термопластичные пластмассы можно разрезать при помощи раскаленного электрического провода. Для сверления отверстий в пластмассах можно использовать дрель.

Распиливать пластмассы и пенопласты можно ножовкой или лобзиком. Пластмассы легко обрабатываются напильником, рубанком (когда нужно снять фаску), а также на деревоотделочных или металлорежущих станках. Текстолит, гетинакс, пенопласт распиливают ленточными или дисковыми фрезами. Внутреннюю резьбу нарезают метчиками. Изделия из органического стекла, винипласта, фено- и аминопластов точат на токарных станках.

В последнее время в производстве отдается предпочтение более прогрессивным способам изготовления товаров широкого потребления: вакуумному прессованию, литью под давлением, штамповке и другим методам, позволяющим сократить целый ряд трудоемких технологических операций и более экономно расходовать дефицитные материалы. Широкое признание получают изделия из синтетических полимерных материалов, изготовленных при помощи формовки в разъемных пресс-формах. Изделиям, выполненным из новых материалов, придается цельная монолитная форма, сокращается количество деталей; в композиции решающее значение приобретают цвет, фактура, выразительность очертаний изделий и их пропорций.

Трудно представить себе дом, в котором не было бы пластмасс. Бытовая техника — кухонные машины, картофелечистки, соковыжималки, холодильники, электронагревательные приборы, телефон, радио, телевизоры, пылесосы, электробритвы и т. п. — буквально насыщена пластмассами.

Всюду, где пластмассы заменяют старые материалы, происходит революция в технологии изготовления изделий. Пластмассы предполагают совершенно новые методы производства, более дешевые и простые. Вещь, которая раньше создавалась из дерева, металла или ткани, делается теперь по-новому, причем зачастую новый материал — пластик позволяет изменить и форму изделия, и цвет, и линии — все то, из чего складывается красота изделия.

Пластмассы впервые стали использоваться как раз в быту. Первым практическим применением пластмасс были бильярдные шары. В 1862 г. в качестве заменителя дорогой слоновой кости, из которой изготовлялись бильярдные шары, был предложен целлулоид. Второй пластмассовый материал — галалит — появился тоже в связи с необходимостью заменить кость, из которой выделывали в конце XX в. пуговицы, пряжки, ручки, гребешки и другие галантерейные изделия. Появление многих последующих пластмасс также тесно связано с предметами, окружающими человека, с товарами народного потребления.

Представители класса этиленопластов — полиэтилен и полипропилен — самые распространенные из «бытовых» пластиков. Из полиэтилена получают разнообразные изделия: тарелки, кувшины, бутылки, фляжки, тазы, баки, флаконы для духов. Изделия прочные, легкие, легко моющиеся и недорогие.

Широкое применение находит и другой этиленопласт — полипропилен. Из него изготовляют, например, детские ванны, ведра, корзины, термосы, столовую посуду, пылесосы, фены и даже роликовые коньки.

Осуществляя проработку эскизного изображения изделия, дизайнер выполняет процесс так называемой нормализации изображения, т. е. нормализации формы отдельных элементов изображения. При нормализации формы, прорисованные от руки, уточняются или заменяются, например, прорисованные от руки круги или прямые заменяются геометрически точными объектами заданных размеров. Линии, формы которых не являются геометрическими объектами, получают либо построением на основе комбинирования геометрически простых форм, либо строят инструментами «свободного рисования», также однозначно определяя их форму.

Проанализировав и окончательно проработав эскиз до уровня четкого изображения, дизайнер может использовать его как основу чертежа при условии, если такого изображения будет достаточно для производства изделия.

Если изделие имеет достаточно сложную пространственную конфигурацию с большим количеством элементов, то для решения его формы целесообразно применять трехмерную компьютерную графику. То есть имеет смысл создать объемную виртуальную модель изделия, с помощью которой можно проанализировать все необходимые нюансы структуры изделия, а также оценить художественно-композиционные его особенности, рассматривая объемную модель с разных ракурсов.

Наглядность является одним из наиболее существенных преимуществ трехмерной графики в сравнении с двухмерной. Создав объемную виртуальную модель, дизайнер имеет возможность присваивать изделию или его частям те или иные карты текстур, имитирующие различные реальные материалы (металл, древесину, ткань, стекло и т. д.). Также имеется возможность сымитировать различные виды освещения модели. Вкупе эти две возможности позволяют получать наглядное фотореалистичное изображение (визуализацию) еще не созданного изделия. При этом возможен подбор материалов, подходящих для изделия с художественно-композиционной точки зрения.

Предыдущая статьяХудожественно-технологические школы дизайна
Следующая статьяКомпьютерная графика в работе дизайнера