В практике изучения каменного материала, используемого в дизайне, преобладают методы неразрушающей диагностики. Эти методы базируются на изучении химического состава, спектров поглощения, фотолюминесцентном анализе, термограммометрии, рентгеновской микротомографии и др. Изучаются и сравниваются цвет и характер зон роста в кристаллах, оптические эффекты, характер включений.

Идентичность химического состава природных минералов и их синтетических аналогов существенно затрудняет методы диагностики, несмотря на то что содержание ряда примесей химических элементов в них может существенно разниться. Трудность, в первую очередь, заключается в том, что содержание минералов-примесей варьирует от месторождения к месторождению, а их фон у природных и синтезированных минералов может быть одинаковым.

Так, фоновые содержания оксидов ванадия в природных и синтетических рубинах идентичны и не превышают 0,02 %, в то же время в рубинах из ряда месторождений Ближнего Востока они могут достигать 0,18 %. Содержание оксидов галлия, напротив, в синтезированных рубинах в отличие от природных может составлять 0,08 % (в зависимости от метода синтеза), при том, что фоновое содержание в тех и других не превышает 0,01 %. По примесям оксидов железа природные и синтетические рубины вообще неотличимы, поскольку их содержание в обоих случаях колеблется от 0,1 до 1,2 %, и лишь у танзанийских рубинов оно несколько выше и может достигать 1,7 %.

Нередко различить природные минералы и их синтетические аналоги можно, используя только очень тонкие методы диагностики. Например, великолепные экземпляры выращенного в России прозрачного розового кварца по цвету, плеохроизму, спектрам поглощения, флюоресценции совершенно неотличимы от природных. Они различаются лишь зонами роста кристаллов и характером включений. Еще сложнее найти отличия у синтетических и природных малахитов. Их характеристики оказались абсолютно идентичны при рентгеноструктурном анализе и инфракрасной спектроскопии в волновом диапазоне от 400 до 3000 см-1. Незначительные различия обнаруживаются лишь при термограммометрическом анализе.

Наибольшие сложности возникают при диагностике ограненных алмазов. Для их имитации нередко используют не только искусственно вы

ращенные кристаллы, не имеющие аналогов в природе, например фианит (Cubic Zirconia), но и природные минералы — моиссаниты, имеющие близкие характеристики тепло- и электропроводности. Именно поэтому методы экспресс-анализа с помощью различного рода детекторов далеко не всегда дают гарантированный результат.

Таким образом, точное определить происхождение того или иного каменного материала, попадающего в руки дизайнера, чаще всего проблематично, а решение всего круга проблем этой группы лежит в области совершенствования технологий диагностики минералов и горных пород и имеет отчетливое смещение акцентов не столько в сторону дизайна, сколько в область экономики.

Ежегодно в этом направлении на кафедре защищается не менее пяти — семи дипломных работ. Обычно они являются логическим завершением серии исследований, которыми студенты начинают заниматься уже на втором курсе.

Предыдущая статьяОпределение подлинности и природного происхождения ювелирных камней
Следующая статьяСоздание синтетических аналогов природных камней, используемых в дизайне