Надо сказать, что XX век — век великого технического прорыва позволил появиться на свет огромному количеству искусственных материалов, потеснивших интерес к природным. Ситуация усугубилась и тем обстоятельством, что прочно завоевавший свою нишу в ювелирном дизайне алмаз, особенно с того момента, как были доведены до совершенства технологии его огранки, оказался слишком дорогим и этот имидж несправедливо распространился на все декоративные минералы и горные породы, сделав интерес к ним уделом элиты. Неординарность природных материалов, используемых в ювелирном дизайне, произвела на свет даже новую науку об элитарных камнях— геммологию.
На заре своего появления геммология ставила перед собой, по сути, одну задачу: методами сравнительного анализа пыталась очистить природные, главным образом прозрачные драгоценные камни от их имитаций и синтетических аналогов. Однако постепенно круг решаемых ею проблем существенно расширился, а методы научных исследований и полученные на их основе результаты легли в совершенно неожиданное русло.
Если проанализировать современное состояние и научные проблемы, связанные с изучением горных пород и минералов, используемых в дизайне, то все они сконцентрируются в несколько групп:
1. Проблемы определения подлинности и природного происхождения камней, выдаваемых за таковые.
2. Проблемы, возникающие при создании синтетических аналогов природных камней, используемых в дизайне.
3. Проблемы облагораживания природных камней для придания им максимальной художественной выразительности, необходимой для реализации дизайнерских проектов.
4. Проблемы, связанные с неверной оценкой потенциальных возможностей природных камней из-за сложившихся традиций или недоучета/незнания их декоративно-художественных и технологических свойств.
На кафедре над перечисленными проблемами работают аспиранты и студенты, выполняя курсовые, дипломные и научно-исследовательские работы, большая часть которых доводится до публикаций, а иногда и до реального внедрения. Рассмотрим перечисленные научные проблемы более детально.