В работе профессора В. И. Куманина, доцента И. Ю. Мамедовой и художника Е. Э. Окпох [20] предложен принципиально новый метод декорирования объектов дизайна, который заключается в том, чтобы использовать выявленную микроструктуру материала в качестве декоративного покрытия. Для выявления этих структур чаще всего используются световые и электронные микроскопы, позволяющие увеличить наблюдаемые элементы строения в 50—100 000 раз и более.

Световой микроскоп при увеличении в 500 крат позволяет детально рассмотреть поверхности сплавов и увидеть неповторимый, замысловатый ритмический рисунок из темных, серых пятен, точек, штрихов, линий различной пластики и насыщенности тона, создающих в своем единстве декоративный раппорт. Эти структуры анализировались и ранее, но информация о них использовалась лишь для оценки качества материала, его свойств.

Несметное богатство открытых микроструктур впечатляет, фактура их сама по себе броская, орнаментальная, что позволяет создать новую концепцию декорирования, расширить границы нашего мировосприятия. Особенность этих новых декорирующих элементов заключается в невозможности их непосредственного наблюдения, так как сами по себе они видны лишь при использовании специальной увеличивающей аппаратуры. Однако существует несколько технологических приемов, позволяющих формировать и сделать видимым общий рисунок, придаваемый сплавам этими элементами — структуру сплавов. К таким приемам относятся: литье сплавов; пластическая деформация сплавов (ковка, прокатка, волочение и т. д.); термическая обработка.

При литье черных и цветных сплавов, варьируя их состав, удается создать широкую гамму микроструктур, которые могут быть использованы как художественные элементы декорирования оригинальных предметов. При пластической деформации появляется возможность создания различного вида полосчатых структур с многообразными масштабными соотношениями. При термической обработке в материале одного и того же состава, варьируя лишь скорости охлаждения, можно получать микроструктуры принципиально различных конфигураций и рисунка.

Обработав полученные микроструктуры как графический материал, а именно: путем введения цвета, изменения масштабности изображения, создания различных композиций, их соединений — можно еще больше расширить палитру данного изобразительного материала.

Предыдущая статьяТехнические аспекты дизайна
Следующая статьяПерспективы художественного поиска новых творческих решений