В течение XVIII в. были организованы многочисленные экспедиции не только на Урал, но также на Кавказ, в Крым, а особенно — в различные районы Сибири. После экспедиционных работ и ученых публикаций российские ювелиры получили в свое распоряжение замечательный сибирский поделочный камень лазурит, с тех пор успешно соперничающий с привозной ляпис-лазурью Афганистана.
С этой эпохой связан и ряд «каменных» шедевров. Петром I из Германии была привезена знаменитая Янтарная комната, сначала смонтированная в Зимнем дворце, а затем перенесенная в один из залов Екатерининского дворца в Царском селе. Другим выдающимся произведением этого времени является Малахитовый зал в Зимнем дворце, где крупные поверхности стен, столов, ваз, камина облицованы лучшим уральским малахитом в стиле русской мозаики.
Период наивысшего расцвета российского каменного дизайна падает на время правления императрицы Екатерины II (1762—1796 гг.). Изготовляются царские регалии, украшения и предметы роскоши. Наряду с отечественными камнями широко используются привозные бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг и кораллы. Российские ордена, вручавшиеся полководцам и государственным деятелям, изготовляли из золота и обязательно украшали драгоценными камнями.
Из природных камней на протяжении XVIII и XIX вв. наиболее популярными были исконно уральские поделочные камни: малахит, родонит и разнообразные яшмы. Особенно славились изделия из темно-зеленой благородной калканской яшмы.
В конце XIX — начале XX в. замечательные изделия из камня создавала Петербургская фирма К. Фаберже. Это были разнообразные небольшие скульптуры из российских поделочных камней и сувенирные изделия в форме пасхальных яиц, удостоенные высших наград на Всемирной выставке 1900 г. в Париже.
Наряду с традиционными методами обработки камней уральские камнерезы изобрели объемную мозаику, в которой, например, реалистически выполненные ягоды из родонита и рубеллита (розового турмалина) с листьями из зеленой калканской яшмы укреплялись на крышках шкатулок, пудрениц и табакерок, украшали броши и бювары. После отмены крепостного права появилось множество ювелиров-надомников, которые изготовляли каменные печатки и пуговицы, бусы из граненого горного хрусталя, запонки из орлеца и яшмы.