Популярными перечисленные камни оставались и в первой половине XX столетия. В 1934 г. была пущена первая линия московского метрополитена, началось сооружение второй линии. Здесь впервые для отделки станций были использованы природные облицовочные камни, такие, как родонит в колоннах станции «Маяковская», алебастр и оникс — в светильниках станций «Белорусская» и «Динамо».

Под землей появились мозаичные панно из самоцветов и смальты, детали из резного мрамора. Особого разнообразия достигло применение разных по окраске и структуре мраморов. Кроме уральских мраморов серого и белого цвета использовались желтые мраморированные известняки Подмосковья, полупрозрачный светлый мрамор Газганского месторождения в Узбекистане, красные рисунчатые мраморы месторождений Шроша и Молити в Грузии, мраморовидные черные известняки Армении.

С первой половиной XX в. связано создание промышленных методов синтеза кристаллов кварца, корунда и алмазов. Потребность в пьезокварце не удовлетворялась природными кристаллами, корунд нужен был для подшипников часов и многих других приборов, а алмаз — прежде всего для заточки металлообрабатывающих резцов в машиностроении. Вполне естественно, что в качестве «попутного» продукта созданные в СССР мощности по синтезу кристаллов стали выпускать синтетические аналоги аметиста и цитрина, рубина и сапфира для ювелирной промышленности. Синтетические алмазы применяли только в технике из-за их небольших размеров и включений, но и это было очень важным достижением. Однако открытие в 1956 г. месторождений алмазов в Якутии позволило окончательно отказаться от импорта как технических, так и ювелирных алмазов.

Фундаментальные исследования и классификация камней в дизайне осуществлены академиком Р. М. Лобацкой и отражены не только в научных монографиях, но и в учебниках для студентов соответствующего профиля.

Предыдущая статьяМногочисленные экспедиции
Следующая статьяКлассификация камней, используемых в дизайне