В XIII в. появились печи с двойными стенками для декорирующего обжига, и майолика заиграла яркими цветами надглазурных красок. Теперь в распоряжении мастеров была подглазурная и надглазурная росписи, переливающий всеми цветами радуги люстр и легкоплавкие эмали, позволяющие наносить рельефные цветные капли на глазурованную поверхность изделия.
Такое изобилие средств декорирования позволяло имитировать «роскошь» посуды и изразцов, а китайским мастерам — закрывать поверхность некачественного фарфора, отличающегося серым тоном.
В Китае приобрел известность декор доу-цай («борьба цветов»), сочетающий подглазурную роспись кобальтом с надглазурной росписью эмалевыми красками — зеленой, красной и желтой.
К XIV в. восточная керамика получила от европейцев свое название «майолика» по названию острова Мальорка, через который шла торговля с итальянскими городами. Благодаря изысканности декора изделия некоторых мастерских ценились очень высоко. Испано-мавританская керамика с геометрическими и растительными орнаментами была знаменита в Европе того времени.
Вазы, изготовленные в крупном центре керамического производства — Малаге, имели яйцевидный корпус и стройную высокую шейку с плоскими ручками по бокам . На светло-желтом фоне располагался декор из нескольких фризов и медальонов с растительными мотивами и узорными надписями. Изделия покрывали зеленоватым с перламутровым оттенком люстром.
Китайская керамика этого периода переживала то расцвет, то времена тяжелых испытаний, когда многие центры производства были разрушены в результате войн и восстаний. Но производство неоднократно возрождалось. Так, к XIV в. окончательно оформился самый крупный центр фарфорового производства в городе Цзин- дэчжень с десятками промышленных печей, поставлявших продукцию к императорскому двору.
Открытия, прежде всего в области химии, подготовили научно-техническую революцию в области материалов XX в. Родились методы синтеза новых материалов, таких, как карбид кремния, алмаз и другие, которые впоследствии приобрели важное значение как исходное сырье для технической керамики.
Были разработаны высокопроизводительные методы формования керамических изделий (полусухое прессование и протяжка), сконструированы и построены туннельные печи непрерывного действия.
Такая важная отрасль керамических производств, как получение огнеупорных материалов, получила мощное развитие, обеспечивая бурный рост металлургии. Керамические материалы появились в новых отраслях техники — автомобилестроении (автомобильные свечи для двигателей), электротехнике (изоляторы) и т. п.
Интересно, что на первых порах для керамических изоляторов использовали художественный твердый фарфор, но позже, корректируя состав, добились более высоких электрофизических свойств, тем самым положив начало выпуску новых технических разновидностей старого материала.
XX век — время мировых войн и гонки вооружений, покорения космоса, торжества электроники — потребовал создания новых отраслей промышленности и огромного количества новых, прежде всего композиционных материалов. Керамика получила дальнейшее развитие на основе наукоемких способов синтеза и подготовки сырья, высокопроизводительных методов формования, низкотемпературного скоростного обжига.
Были разработаны новые виды декорирующих препаратов, которые обеспечивают яркие визуальные эффекты при невысоких производственных затратах.
Например, при производстве столовой посуды стали использовать быстро обжигаемый низкотемпературный фарфор, формованный способами шликерного литья под давлением и изостатического прессования, позволяющими получить высококачественные изделия сложной формы с точным размером; декорировать его межглазурными керамическими красками при обжиге в роликовых печах непрерывного действия. Были получены так называемые включенные пигменты, огнеупорная оболочка частиц которых защищает красящее соединение от газовой среды и расплава глазури и дает возможность сохранить яркий цвет (прежде всего красный и желтый) после высокотемпературного обжига.
Традиционные высокохудожественные промыслы, малые мастерские и частные художники- керамисты получили в свое распоряжение большое количество разнообразных масс для производства керамических материалов широкого ассортимента, а также эффективное оборудование (прежде всего печи для обжига) и отработанную десятилетиями высокопроизводительную технологию.
На первый план вышел дизайн керамических изделий, в котором должны отражаться и народные традиции, и новые тенденции в быту и архитектуре.