Керамическое производство Древнего Рима времен империи носило черты рационального и высокотехнологичного римского общества: использование всех приемов формования и декорирования, известных к той поре, функциональность и некоторый примитивизм, выражающийся в штампованных декорах и упрощенных формах. Наряду с этим существовали явные подражания более изысканным греческим вазам.

Строительная керамика в Древнем Риме была широко востребована — первые этажи зданий строили помимо камня, из кирпича, крыши покрывали керамической черепицей, кирпичом мостили дороги.

Из предметов римских керамистов наиболее известна «терра сигилата» — лощеные водонепроницаемые керамические сосуды и светильники желтоватого цвета, украшенные печатями.

На другом конце света — в Китае — к VII в. н. э. установилась прочная власть династии Тан, в период правления которой был сделан важный шаг в технологии керамики — переход к производству изделий из твердого фарфора. Это стало возможным после достижения в печах температуры 1300 °С, обеспечивающей рост кристаллов муллита из силикатного расплава. Такой фарфор позволял создавать прочные белые изделия с тонкими просвечивающими стенками.

Не только белые фарфоровые изделия китайских мастеров пользовались большим успехом у вельмож и иностранных купцов. Высоко ценились и изделия с зеленовато-голубыми селадоновыми глазурями, цвет и фактура которых весьма напоминали нефрит. Глубокий цвет глазури достигался за счет толщины слоя и частичной кристаллизацией силикатов кальция. Изделия с селадоновыми глазурями составляли отдельную статью экспорта Китая в страны Востока.

Дальнейшее совершенствование китайской майолики позволяло использовать ее не только в архитектуре как облицовочный материал, но и делать из нее очень популярную сувенирную продукцию. Керамические фигурки животных (верблюдов, лошадей, собак и др.), вазы и сосуды, декорированные в технике «три краски», а в более поздние времена «пять красок», несмотря на нередкое смешение свинцовых цветных глазурей, до сих пор привлекают внимание и являются образцом для многочисленных подражаний .

Предыдущая статьяЕвропейский дизайн
Следующая статьяКерамика в дизайне