Основы рисунка и построения мы изучили и теперь смело можем браться за краски. Но не забывайте, что краски наши не простые, а акварельные. А это значит, что нам потребуется много воды. И краски будут разливаться и перетекать из одного цвета в другой, создавая неповторимые оттенки и затеки.

Давайте рассмотрим белую розу. Эта работа почти прозрачная, и цветок выглядит таким воздушным. Лепестки розы написаны несколькими цветами.

Рассмотрите внимательно, для этой работы использованы цвета контрастные, не входящие в одну цветовую гамму. И в то же время мы видим именно белую розу. А все использованные цвета служат для передачи объема посредством усиления тени.

Медленно спускаемся по стеблю, который то исчезает, почти размывается, то снова активно проявляется. И вот они, листья. Смотрите, они не имеют точных, резко очерченных краев, но в то же время их форма легко угадывается и хорошо читается. Мы видим то, как повернуты листья и как они выгнуты.

Все эти нюансы достигаются цветом, и в данном случае он не активный, а наоборот, очень мягкий и тягучий. В чем же загадка этой работы? Ведь эта роза не прорисована четко, а мы видим все ее листья и лепестки, сам цветок написан пятью цветами, а мы видим белую розу.

А ничего особенного здесь нет, в этой работе использована техника письма по мокрой бумаге, то есть весь секрет в свободном перетекании красок.

Вот мы и подошли к первому упражнению. Давайте потренируемся смешивать цвета на бумаге, позволяя им самим перетекать друг в друга.

Хорошо смочите кисть водой и наберите желтую краску. Поставьте небольшое пятно. Кисть держите под большим углом к бумаге, так с нее стечет больше воды.

Промойте кисть в воде, так чтобы на ней не оставалось краски. Мокрой и чистой кистью «протяните» краску от основного пятна в сторону. Проводя по бумаге полосу водой, которая соприкасается с основным пятном, дайте краске возможность немного растечься. И, таким образом, у вас получается небольшая цветовая растяжка от темного к светлому. Промойте кисть.

Таким же образом сделайте рядом еще одну полосу е растяжкой зеленой краской. Оставьте небольшое расстояние между полосами, оно должно быть не более ширины вашей кисти. Промойте кисть еще раз.

И еще один раз повторите эту же операцию с красным цветом. Не забывайте, ЧТО работать нужно быстро, для того чтобы краска не успела высохнуть.

Кисть хорошенько промойте, чтобы на ней в не осталось краски, и затем проведите полосы чистой водой между цветовыми пятнами, так чтобы вода заходила немного на края краски. Подождите немного, чтобы краска «вышла» на мокрую полосу и начала смешиваться, после этого вы можете приподнять лист бумаги за один край, чтобы краска быстрее перетекла.

Рассмотрите внимательно, что происходит с краской, какие интересные и непредсказуемые результаты получаются. Сделайте несколько проб с разными цветами и оттенками, они вам пригодятся в дальнейшем как подсказки.

А теперь давайте рассмотрим примеры заливок листьев с небольшим цветовым переходом. Начнем с самого простого — с перехода от одного цвета к другому. Можно такой лист написать, используя вышеописанный прием, когда два цвета соединяются водой и смешиваются, а можно сделать лессировку, то есть положить один цвет поверх другого. Нижний слой обязательно должен быть более светлым.

Нарисуйте карандашом листок. Аккуратно закрасьте его охрой или желтой краской. Не забывайте, что воды должно быть достаточно, так краска будет ложиться легко и прозрачно.

Не дожидаясь, пока этот слой высохнет, нанесите на один край листа несколько легких мазков синей или зеленой краской. Дайте краске свободно смешаться и растечься.

Теперь давайте немного усилим цвет. С двух листа добавьте немного соответствующей краски. Слой краски, который мы нанесли ранее, еще не высох, и любое добавление или усиление цвета проходит очень легко. Краска очень гармонично вливается в нижний слой, и мазков не видно.

А теперь усложним задачу и изменим тактику. Нам нужно смешать три цвета, так чтобы на листе не получились полосы. Используем сиену красную, охру и зеленую.

Нарисуйте листок и залейте его водой, то есть аккуратно закрасьте его водой при помощи кисти. Затем от края, немного не доводя до середины, закрасьте его сиеной. Если центральная часть будет неаккуратной или с явными мазками, то капните туда каплю воды, и край краски размоется.

С противоположного края листа нанесите зеленую краску и подождите немного, чтобы краски по центру начали смешиваться. Но не забудьте, что краска не должна высохнуть.

В центр листика добавьте пару капель охры. Не делайте никаких мазков, дайте краске просто стечь с кисти каплей. Краски растекутся и смешаются, оставьте бумагу неподвижно до полного высыхания краски.

Давайте рассмотрим еще одну технику — работа по мокрой бумаге. Мы будем использовать оттенки одной цветовой гаммы, так чтобы получилось живописно и технично.

Нарисуйте карандашом листик и заполните его водой. Помните, что бумага должна оставаться влажной во время всей вашей работы. Но не допускайте, чтобы вода стояла горкой, то есть объемной каплей. С одного края листа добавьте немного коричневой краски. Не закрашивайте мазками, а просто заливайте цветом, слегка прикасаясь кончиком кисти к краю листика.

Верхний край листа закрасьте другим оттенком коричневого. Точно так же ставьте небольшие точки по краю, позволяя краске самостоятельно растекаться. Прежде чем добавить последний цвет, дайте нанесенным оттенкам смешаться.

И последний цвет наносите от самого кончика листка. Несколько раз коснитесь кистью бумаги, так чтобы стекла капля с краской, а затем приподнимите один край бумаги и дайте желтой краске перетечь к центру. Таким образом получаются очень красивые акварельные переходы цветов.

А в следующем примере попробуем совместить свободное перетекание краски с более тонкой и тщательной проработкой мелких деталей, например прожилок на листике.

Нарисуем листик, только на этот раз выберем более сложную форму. Карандашом, очень тонкой линией, наметьте прожилки. Закрасьте легким полупрозрачным тоном весь лист. Ничего страшного, если тон получится неравномерным, следующие слои его немного перекроют. Прежде чем приступить к дальнейшей работе, дождитесь полного высыхания краски.

Более активным тоном аккуратно еще раз закрасьте весь лист, оставив нетронутыми только прожилки. Кистью обходите прожилки таким образом, чтобы сохранить их ширину одинаковой, это очень важно.

И теперь, не дожидаясь, когда второй слой краски высохнет, начните усложнять цвет листа. Добавьте капли более активных коричневого и зеленого. Сделайте листок более насыщенным у основания и кончика. Приподнимите бумагу за один край, так чтобы краска могла свободно перетекать и смешиваться. Немного покачайте бумагу в разные стороны, в результате краска немного «расползется» и ляжет красиво.

Вот мы выполнили упражнение с использованием двух техник — письма по сухой и по мокрой бумаге с добавлением лессировок. Не забывайте, что при работе лессировками красочный слой должен быть тонким и прозрачным, в противном случае ваша работа будет выглядеть очень грязной.

А теперь давайте поупражняемся с перетеканием краски на лепестках. Внимательно рассмотрите строение цветка, а затем как можно легче сделайте заливку в несколько цветов.

Нарисуйте карандашом несколько лепестков. Аккуратно нанесите синюю краску только на верхнюю часть лепестков. Кисть хорошо промойте в воде, чтобы на ней не осталось краски. Затем чистой мокрой кистью сделайте несколько мазков от окрашенных краев к центру цветка. Таким образом краска немного растечется, и получится очень плавный и мягкий тоновой переход.

И, не дожидаясь, когда высохнет краска первого слоя, сделайте несколько прикосновений кистью с фиолетовой краской к чистому от цвета краю. Фиолетовая краска начнет свободно растекаться по влажной бумаге, завоевывая себе пространство. Вы сможете немного регулировать ее движение, приподнимая и поворачивая лист бумаги. После того как желаемый результат будет достигнут, оставьте бумагу в горизонтальном положении до полного высыхания краски.

И еще раз поговорим о лепестках. Вы видели, какие бывают интересные маленькие точечки на лепестках белых лилий или какие неожиданные переходы и вкрапления у анютиных глазок? Давайте выполним упражнение с небольшим добавлением цвета, так чтобы эти точки не смотрелись грубыми и прилепленными сверху, а были очень легкими и органичными. Для этой работы нам потребуется мастерство и внимание. Весь успех будет зависеть лишь от того, насколько влажная бумага и насколько легко вы касаетесь ее кисточкой.

Нарисуйте фрагмент цветка, всего несколько лепестков. Аккуратно смочите чистой кистью всю площадь цветка. Немного коснитесь кончиком кисти с розовой краской краев лепестков. Должны получиться небольшие точки, которые расползутся по мокрой бумаге. Цветок получится легкого розового оттенка с более насыщенным цветом по краям лепестков.

Продолжаем работать, не дожидаясь, когда краска высохнет. Добавляем желтые пятнышки около серединки цветка и даем краске свободно растечься и смешаться с розовым слоем. При желании можете еще немного усилить цвет на кончиках лепестков, коснувшись их кисточкой с розовой краской.

И в последнюю очередь поставьте мелкие точки в два ряда на каждом лепестке. Эта работа очень тонкая и очень ответственная. Прежде чем приступать, убедитесь, что предварительный слой краски уже немного подсох, но бумага остается немного влажной. Тонкой кистью поставьте точки краской. Они растекутся совсем немного и будут иметь мягкие края. Если же бумага будет слишком мокрой, то точки превратятся в большие пятна и могут заполнить собой большую часть цветка.

Теперь, когда основные приемы вам известны, давайте рассмотрим их еще раз на примере работы.

«Ваза с цветами» написана по мокрой бумаге и с использованием лессировок. Мы видим, как легко растекается краска и как смешиваются разные цвета, — это первый слой. После того как краска немного подсохла, но еще не полностью, сверху сделана основная прорисовка и усиление цвета в теневых местах. И завершающие штрихи сделаны уже по почти сухой бумаге, это тонкие зеленые травинки и серединки цветов. В этой акварели нет детальной проработки, но все же цветы угадываются, а мягкая манера письма, свойственная работе по мокрой бумаге, добавляет декоративности.

Предыдущая статьяМЫ РИСУЕМ МАЯК
Следующая статьяФИГУРА И ПОЗА