Рисовать ночное небо сложно хотя бы потому, что приходится это делать при свете. По этой причине проще всего выбрать городской ландшафт, так как тогда вы сможете рисовать, стоя под фонарем. В первом из двух следующих примеров пейзаж залит лунным светом, при этом в качестве подспорья художник использовал отражающую способность водной поверхности. Во втором примере лунный свет тоже присутствует, пусть менее явно. В ночных сценах всегда важно противопоставление света и темноты, отражения и поглощения света.
Классические живописные сценки на протяжении долгого времени были главной темой пейзажной живописи. Художник стремился отыскать дикие, лесистые места, созерцание которых взывало бы к романтической чувствительности, и старался изобразить их в драматический момент. На копии по картине британского художника Генри Питера (1828-1862) с видом на аббатство Энглси на фоне блестящей воды и лунного неба вырисовываются развалины в лучших традициях готического стиля. Форма и расположение облаков продуманы с не меньшей точностью, чем позиция руин.
Сочетание всех элементов картины позволяет вызвать у зрителя восхищение ночным пейзажем.
Британский художник Аткинсон Гримшоу (1836-1893) известен своими картинами с видами ночного города. Копия с картины «Ночь на Пиккадилли» привлекает внимание зрителя образами темного, облачного неба с пробивающимся лунным светом и мрачных очертаний домов, неясно вырисовывающихся в свете уличных фонарей, отсветов окон и огней кэбов. Следы недавно прошедшего ливня усиливают светлые блики. Исследование двух стадий рисунка, показанное на второй странице разворота, поможет вам достичь конечного результата.
Выполняя основные элементы рисунка, не забудьте о принципе перспективы, выстраивая очертания домов вдоль улицы. Оставьте просветы на бумаге для фонарей и их отражений на мокрой мостовой. Добавьте очень точные темные штрихи для обозначения колонн, карнизов, оконных сливов и других деталей зданий. Пятна света и тени на небе нужно выполнить мягче, чем штриховку зданий.
Более светлые пятна можно растушевать палочкой для тушевки, чтобы они выглядели ярче, но не так ярко, как фонари. Источник света и его отражение должны остаться не заштрихованными. Всю область неба нужно растушевать, используя палочку для тушевки. Когда все небо станет темным и серым, возьмите полировочный ластик и сделайте просветы в тучах рядом с лунным отсветом.
Выразительные небеса
Следующие примеры можно сравнить с формулой, элементами которой являются основные составляющие заднего плана, характерные для большинства пейзажей, в числе которых, разумеется, небо. Подобно морю, небо может занимать весь пейзаж или очень малую его часть. Помните о том, что вы контролируете точку обзора. Выбор всегда остается за вами, вам решать, будет ли небо необъятным или едва заметным, а обзор — широким или узким.
На первом рисунке по картине голландского живописца и офортиста Альберта Кейпа (1620-1691) перед нами волнующее небо с драматической игрой светотени. Внизу, на очень заниженной линии горизонта, видны крыши домов, мачты судов и какая-то местность.
Земля занимает не более одной пятой плоскости картины. Главный элемент пейзажа для художника действительно небо. Скудная земля в основании картины — всего лишь повод для восхищения небесами.
Вид Simmer lake (Кипящего озера) — копия с картины Джозефа Мэлпорда Уильяма Тернера — наглядно свидетельствует о любви художника к стихийным явлениям природы.
Небо и горы на заднем плане не вызывают чувства тревоги, с которым ассоциируются многие из его работ, но тем не менее пробуждают сильные эмоции. Пробивающийся сквозь тучи и частично затененные горы яркий солнечный свет, пронзающий небеса, как будто предвосхищает один из тех пейзажей, которыми так славился Тернер, где трудно понять, что же главенствует в картине — солнце, облака, дождь или буря.