Перед нами натюрморт мексиканского художника-революционера, создавшего в 30-х и 40-х годах XX века множество масштабных настенных росписей. В этом довольно утонченном карандашном рисунке нет ничего революционного, его отличает аккуратная градация тонов, создающая ощутимый эффект текстуры и объема. О том, что рисунок сделан в XX веке, говорят только наивно искривленные очертания графина и незатейливые складки ткани. Не считая этого, его элегантность — вне времени.
Вариации карандашной текстуры рисунка, изображающего стеклянную емкость, помогают понять, из чего она сделана, впечатление усиливает вода, внутри которой отражается комнатный свет.
Обратите внимание на различие текстуры темного дальнего плана, белой скатерти и сияющего прозрачного стекла.
Следующая копия рисунка Микеланджело, с его объемной штриховкой, охватывающей мускулатуру мужской фигуры, выполнена значительно жестче, чем натюрморт Риверы. Богатая текстура прекрасно передает ощущение мощного молодого тела. Левая рука и ноги не завершены, тем не менее рисунок производит очень сильное впечатление.
Швейцарский художник Генрих Фюсли (1741-1825) нарисовал свой автопортрет, когда ему было за тридцать. В нем просвечивают тревога и неуверенность достаточно зрелого человека, способного к осознанию собственного несовершенства. Копия выполнена мягкими карандашами В и 2В, позволяющими нанести темные и светлые тени, а также жестко очерченные линии глаз, носа и рта.
Обратите внимание на равномерные тональные линии текстуры лица и энергичные, ничем не стесненные линии его очертаний.