Анита Хэмптон
Работа над изображением людей ничем не отличается от работы над любым другим объектом: лицо человека имеет форму и очертания точно так же, как пейзаж или яблоко. На лицо падает свет, и на нем возникают тени точно так же, как и на любом другом объекте. Ключ к портретной живописи — умение тонко подмечать индивидуальность облика, например, широкий нос, тонкие губы, высокий или низкий лоб. Рисуйте то, что вы видите, — и изображение будет похоже на модель. В портрете, приведенном на этих страницах, Анита Хэмптон особое внимание уделяла взаимосвязи отдельных черт лица между собой. (Как известно, пропорции лица детей отличаются от пропорций взрослого человека.)
Цветовая палитра?
сиена жженая, кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, кадмий желтый темный, кадмий желтый, церулеум, кобальт синий, розовая, белила титановые, ультрамарин, виридоновая зеленая, охра желтая.
Фотография как образец. Чтобы написать портрет масляными красками, потребуется много часов и даже дней. Большинство детей едва ли смогут спокойно позировать так долго. Хотя фотография не может сравниться с живой моделью, запаситесь фотографиями ребенка, чей портрет вы хотели бы написать, -так вы сможете работать над портретом столько, сколько нужно.
Шаг первый. Я делаю рисунок маленькой круглой щетинной кистью, окуная ее в сильно разбавленную охру желтую. Желая акцентировать внимание на прекрасных волосах модели, вначале я рисую голову и плечи. Затем я наношу вспомогательные линии, которые послужат ориентиром при передаче черт лица. Девочка слегка наклонилась вперед, поэтому я провела центральную вертикальную ось под небольшим углом. Центральная горизонтальная линия проходит посередине вертикальной. Одри — еще ребенок, ее глаза, нос и рот расположены ниже центральной горизонтальной черты. Ниже линии глаз я добавила еще две горизонтальные черты, чтобы наметить основание носа и линию губ. Надо удостовериться, что горизонтальные линии параллельны друг другу и перпендикулярны вертикальной линии.
Шаг второй. Теперь я набрасываю черты лица девочки сиеной жженой с помощью круглой кисти. Краска должна быть не очень разбавленной, чтобы линии получились четкими. При необходимости скорректировать рисунок я смачиваю бумажное полотенце в растворителе и убираю ненужные линии. Далее я обозначаю линию волос на лбу и начинаю прорабатывать форму лица. Тени я намечаю чистым церулеумом, используя параллельные штрихи, чтобы основные контуры оставались четкими и различимыми. Этими линиями я буду пользоваться позднее как ориентирами.
Шаг третий. Я наношу темные тона волос смесью сиены жженой, виридоновой зеленой, охры желтой и добавляю один мазок кадмия оранжевого. Чтобы проработать эту темную большую форму, я наношу раздельные, четкие мазки. Для более светлых участков я добавляю в смесь охру желтую и кадмий желтый темный. Для изображения теней вокруг глаз использую смоляной растворитель и смесь сиены жженой, виридоновой зеленой, кадмия оранжевого и желтой охры в малом количестве, добавляя мазки каждого отдельного цвета, чтобы получить различные градации тонов для изображения теней на коже. Небольшую тень на левом рукаве я прописываю смесью розового и небольшого количества охры желтой, свободно двигая кистью, чтобы передать фактуру ткани.
Шаг четвертый. Продолжая прописывать волосы, я приготовила густую смесь из белил, охры желтой, кадмия красного светлого и небольшого количества церулеума. Щетинной кистью наношу большие широкие мазки, добавляя в отдельных местах удары первоначальной цветовой смеси поверх светлых тонов, чтобы изображение волос не выглядело плоскостно. Смесью белил, кадмия желтого темного, кадмия красного светлого я намечаю светлую верхнюю часть платья. Я делаю этот тон немного темнее, чем он кажется, поскольку поверх него буду прописывать более светлый узор вышивки. Используя разнообразные цветовые смеси, я приблизительно обозначаю цветочный орнамент ткани. Очень соблазнительно проработать все детали сразу, однако это может привести к тому, что предмет будет выглядеть словно собранным из отдельных кусков, к тому же цвета могут вступать в конфликт друг с другом. Поэтому вначале я пишу настолько обобщенно, насколько это возможно.
Шаг пятый. Чтобы выделить светлые волосы Одри, я делаю фон темного серого тона, смешав ультрамарин, сиену жженую, охру желтую и добавив немного растворителя. Прописывая более светлые участки, я добавляю в эту смесь больше охры желтой. Для создания мягких контуров на переходе от фона к волосам я растираю краски, оставляя светлые длинные мазки кисти. Неразмазанные, четкие контуры могут вызвать ощущение, будто фигура наклеена на холст. Пока краска еще сырая, я добавляю световые рефлексы на волосах с помощью маленькой плоской кисти.
Шаг шестой. Теперь я начинаю прорабатывать кожу лица. Я пишу кадмием красным светлым на щеках и подбородке, а смесью белил, кадмия красного светлого и небольшого количества охры желтой мягко прописываю контуры лица, используя большую плоскую соболиную кисть. Чтобы передать нежность кожи, я пользуюсь сухой соболиной кисточкой, нивелируя фактуру красочного слоя и смягчая границы тонов.
Затем я прописываю детали кисейного платья, обозначая рисунок вышивки светлой смесью белил, кадмия желтого светлого, кадмия красного светлого и капельки церулеума, при этом я наношу мазки легкими прикосновениями маленькой плоской соболиной кисти. Для того, чтобы глаза и волосы Одри привлекали внимание в первую очередь, изображение платья я предельно обобщаю. Глаза я прорабатываю красками, уже использованными на предыдущей стадии, а затем формирую массу волос несколькими мазками пастозной краски, добавляя яркие световые блики и тем самым привлекая к ним внимание зрителя.
Шаг седьмой. На этой стадии я рассматриваю отражение картины в зеркале, что дает свежий взгляд на мою работу и помогает заметить участки, где требуются незначительные исправления. Я обнаружила, что мне надо понизить правое плечо Одри и затенить правую сторону ее лица. Я затемняю кожу очень осторожно, действуя так, будто я добавила в смесь слишком много белил. В заключение я слегка приподняла правый угол ее рта, упростила легкую тень на левом рукаве и еще раз проработала левый глаз, добавив блики.