Очень важно, чтобы в групповом портрете была фокусная точка, вокруг которой группируются модели. В прошлом, согласно неписаному правилу портретной живописи, художник должен был включить в картину различные знаки, по которым можно было определить социальное положение и благосостояние изображаемых персонажей. В наши дни и художники, и модели больше внимания уделяют раскрытию основных черт характера и индивидуальности.
Два взрослых персонажа и поднятая крышка фортепьяно создает эффект постоянства. Кривая, соединяющая головы моделей, позволяет спокойно охватить взглядом всю композицию.
Как на многих портретах XVIII столетия, сцена, изображенная на этом портрете, тщательно поставлена для того, чтобы можно было включить в нее ориентиры, свидетельствующие о социальном положении персонажей. Немецкий художник Карл Маркус Тушер (1705-1751) желает показать состоятельную семью, заметьте, сколько скрупулезности вложено в изображение их одежды.
Глава семьи Буркат Шуди — широко известный мастер клавесинов и друг композитора Генделя. Фортепьяно расположено в центре, но отодвинуто назад. Чтобы мы не сомневались в том, что семья обязана своим благосостоянием инструменту, Тушер подчеркивает эту связь, положив левую руку Шуди на клавиши и дав ему в правую руку камертон, при этом старший сын указывает на то, что делает его отец. Композиция уравновешена, но непринужденна. Создается впечатление, что мы случайно застали семью дома во время отдыха.
Портрет семьи герцога Мальборо был написан сэром Джошуа Рейнолдсом (1723-1792) в лучших классических традициях. Мы видим отца, одетого в парадное платье, с орденом Подвязки, его рука покоится на плече старшего сына. Мать стоит позади группы под триумфальной аркой, ее пальцы мило касаются обшлага мундира супруга, она смотрит на детей лукавым взглядом.
Группа детей занимает пространство перед ней, у их ног суетятся собаки. Одна из девочек держит в руках маску, пытаясь напугать сестру, прижавшуюся спиной к юбке старшей сестры. Этим юмористическим штрихом Рейнолдс оживляет официальный портрет, выявляя характеры своих моделей. Пусть это великая семья, но они тоже люди.
Рисованная копия портрета была выполнена в свободной манере и рассеянных тонах. Можно сделать тональные пятна с помощью небрежных штрихов, повторяющих форму косых линий, растушеванным карандашом, чтобы ненавязчиво подчеркнуть текстуру. Очертания правильны, но не слишком проработаны.
Посмотрите, как изящно уравновешены острые углы композиции длинной кривой, проходящей по головам членов семьи. Исключение составляет герцогиня на заднем плане, находящаяся в центре под высокой аркой. Перед нами одновременно спокойная и динамичная картина.