После того как вы выбрали объект изображения, вам необходимо определить точку зрения, с которой вы будете его изображать. Внимательно рассмотрите объект, чтобы понять, какие элементы больше всего привлекают ваш взгляд.
Выберите из них тот, что показался вам наиболее интересным, и сделайте его фокусной точкой вашей картины. Важную роль для выявления центра композиции играют определение кадра и выбор формата вашего произведения.
Работая над изображением прекрасной березовой рощи, художник Джон Лоулин старался передать игру света и тени на стволах деревьев, поэтому он обрезал верхушки берез, чтобы сконцентрировать внимание на их коре. Вертикальный формат подчеркивает устремленность деревьев ввысь.
Цветовая палитра:
кадмий красный, черная, сиена жженая, кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, церулеум, кобальт синий, кобальт фиолетовый, марс фиолетовый, неаполитанская желтая светлая, титановые белила, виридоновая зеленая, охра желтая.
Шаг первый. Для подмалевка я использую смесь марса фиолетового и черной, разбавленную терпентином. После того как подмалевок высох, я обозначил композицию мягким виноградным углем, который позволяет стирать линии и исправлять рисунок.
Шаг второй. Взяв маленькую круглую кисть и приготовив смесь черного и марса фиолетового, слегка разбавленную терпентином, я прописываю контуры берез и короткими свободными ударами кисти набрасываю мелкие ветви других деревьев. Затем я обозначаю темные фрагменты листвы и темные участки на переднем плане.
Шаг третий. Теперь я прописываю синим цветом все просветы между черными контурами. Для верхней части неба я использую смесь кобальта синего, кобальта фиолетового и белил. Для средней части неба — более светлую смесь кобальта синего и белил. Для нижней части неба я смешиваю неаполитанскую желтую светлую, виридоновую зеленую, церулеум и белила.
Шаг четвертый. Теперь я могу наносить светлые тона, изображая пятна солнечного света на стволах берез. Солнечные лучи освещают правую сторону деревьев на переднем плане. Неаполитанской желтой светлой и белилами я прорабатываю стволы неравномерными разнонаправленными ударами кисти, чтобы казалось, что свет просачивается сквозь листья и ветви. Краску я наношу густым, пастозным слоем, чтобы передать фактуру березовой коры и создать впечатление ярких солнечных бликов. Многие художники любят создавать неровную фактурную поверхность с помощью мастихина, я же в данном случае предпочитаю маленькую кисть.
Шаг пятый. Я не жду, пока высохнет густой светлый красочный слой, чтобы писать затененную сторону берез. Наоборот, я смешиваю светлые и темные тона перекрестными ударами кисти, чтобы создать впечатление естественного неравномерного сочетания света и тени. Смесью кобальта синего, кобальта фиолетового и белил я прописываю тень с левой стороны трех деревьев на переднем плане, нанося значительно меньше краски, чем на светлой стороне.
Шаг шестой. Как только я распределил самые глубокие темные и самые яркие светлые тона, я начинаю работать с цветом, создав несколько слегка различающихся смесей охры желтой, неаполитанской желтой светлой, кадмия оранжевого и кадмия красного светлого. Для листвы в верхней левой части картины и на затененном заднем плане я использую три более темные смеси — одну с небольшим количеством марса фиолетового, вторую — с сиеной жженой, третью — с кобальтом синим. Для листвы, освещенной солнцем (справа и на переднем плане), я сильно осветляю смесь неаполитанской желтой светлой и белил. Я постоянно создаю новые смеси, поскольку хочу передать все богатство оттенков осенней листвы.
Шаг седьмой. Отойдя назад и оценив работу, я прихожу к выводу, что светлую сторону трех деревьев можно сделать более фактурной и что мне хочется усилить теплоту композиции смесью неаполитанской желтой светлой и белил. Кроме того, я решаю придать освещению большую драматичность и для этого смесью кобальта фиолетового, кобальта синего и небольшого количества белил делаю тени на деревьях более глубокими. В завершение я добавляю несколько светлых ярко-желтых листьев на ветвях и на переднем плане. Контрастируя с общей массой темной листвы, они оживляют и словно озаряют всю картину.