Теперь, когда вы познакомились с некоторыми способами изображения человеческой фигуры в различных позах, попытайтесь сделать рисунок, копируя известное классическое изображение женской фигуры с картины Веласкеса «Венера с зеркалом» (известной также под названием «Венера Рокби»), используя градацию тонов, дабы усилить ощущение объемности рисунка.
Обратите внимание на направление источника света, который подчеркнет контуры тела. Начинайте с самого простого, не заботясь о том, чтобы сделать «красивый» рисунок. По-настоящему красивый рисунок — это тот, который правдиво передает то, что вы видите.
1. Набросайте основные очертания, стараясь соблюсти правильные пропорции. Наметьте линии позвоночника, плеч и бедер. Прикиньте ширину тела относительно его длины и размер головы относительно длины тела. Кроме того, обратите особое внимание на толщину шеи, талии, колен и лодыжек. Все эти детали должны быть уже, чем расположенные рядом участки тела.
2. Придайте окончательную форму конечностям, торсу и голове. Затем нарисуйте очертания мышц и определите основные тональные пятна или области затенения.
3. Тщательно смоделируйте переходы темных и светлых тонов, чтобы подчеркнуть форму. Некоторые области рисунка, как правило, наиболее углубленные, очень сильно затенены. Ярко освещенные или очень светлые поверхности — те, что повернуты непосредственно к источнику света, — должны смотреться очень ярко, контрастируя с другими пятнами.
Завершив работу с градацией тонов, определите жизненное пространство фигуры, создав фон заднего плана. Затенение усилит впечатление от рисунка, так как строго очерченные светлые области на первом плане будут бросаться в глаза, создавая иллюзию трехмерного изображения.
Описание техники рисования разными инструментами, с которой вы познакомитесь на следующих страницах, создаст у вас представление о том, как правильно ею пользоваться. Дэвид Хокни – признанный мастер рисования среди представителей современного искусства. Приведенные здесь образцы его работ расскажут вам об относительно простом способе рисования человеческой фигуры.
В 1976 году Хокни создал рисованный портрет кинорежиссера Билли Уайлдера (справа). Он сидит в режиссерском кресле. Сценарий в руках выдает его профессию. Тело слегка отклонено в сторону, а одна нога опирается на подставку. В основном рисунок выполнен только карандашными линиями, отдельные его участки тщательно и густо заштрихованы. В целом он свидетельствует о таланте художника, которому удалось создать почти классический карандашный рисунок.
Карандашный рисунок с изображением старого кряжистого дерева, растущего в лесу (по картине английского художника Сэмюэля Палмера, 1805-1881), выполнен в более свободной манере. Тем не менее он в то же время с очень большой скрупулезностью передает структуру дерева, особенно фактуру древесной коры. По стилю этот рисунок, линии которого повторяют следы времени, оставленные на стволе, скорее всего, можно отнести к тщательно контролируемой быстрой зарисовке.
Карандаш, разумеется, является самым распространенным инструментом для рисования. Между тем прежний опыт работы с карандашом может исказить наши представления о его поистине неисчерпаемых возможностях.
На рисунке «Аллея в Миддлхарнисе» (по картине голландского художника Мейндерта Хоббемы, 1638-1709) мы видим довольно свободную версию оригинала, выполненную в карандаше с растушевкой. Элементы грифонажа, использованные для усиления выразительности рисунка, покажутся вам очень простыми по сравнению с тем, что вы увидите на следующей странице.
Американский художник литовского происхождения Бен Шан (1898-1969) был известным сторонником рисования на основе опыта. Он советовал использовать гравий или крупный песок для построения моделей, если вам хочется изобразить скалистую или каменистую местность, но вы не имеете возможности сделать это с натуры. Он был уверен в том, что художник способен добиться желаемого эффекта путем скрупулезного копирования и проецирования мельчайших частиц.
Когда вы беретесь за изображение мелких подробностей, нужно проявить усердие и неторопливость. Если вы будете нетерпеливы, пострадает ваш рисунок. Работая над этим рисунком, я, выполнив мелкие детали, воспользовался палочкой для тушевки, чтобы смазать тона и изобразить кусочек моря.
Перо наряду с карандашом представляет собой тонкий и гибкий инструмент для рисования. Собственно говоря, для рисования пейзажей подходит любое заостренное и гибкое перо, позволяющее проводить линии различной толщины.
«Гора Фудзияма» в авторском исполнении японского художника по имени Кацусика Хокусай (1760-1849), вероятно, была выполнена бамбуковой палочкой для каллиграфического письма и черной тушью. Мне пришлось работать пером и тушью, но даже так я постарался передать крайне выразительную декоративность оригинала. Заметьте, как тщательно, со всеми неровностями и изгибами, выписаны контуры древесного ствола и очертания горы. Кроме того, обратите внимание на то, как меняется толщина линий. Из совершенно обычных очертаний рождается крайне гармоничная картина, где одни формы точно уравновешены другими. Здесь нет ничего случайного, даже облака подчиняются стремлению художника к гармонии.
При таком подходе для текстуры лучше всего пользоваться кистью и акварелью, но, как видно из этого примера, сгодится и карандаш.
Рисунок Дэвида Хокни, на котором изображен Генри Гельдзалер (слева), был создан в 1973 г. в Италии. Художник изобразил своего друга в расслабленной позе, сидящим в саду в широком кресле из стальных трубок и к тому же с соломенной шляпой на голове. Гельдзалеру нравилось позировать для портретов, и обычно он сам выбирал интересную позу. Тонкая, проведенная пером линия точно очерчивает контур, тем не менее мы почти ощущаем фактуру ткани, из которой пошита одежда, и жесткость волос. Довольно осторожные, извилистые линии создают впечатление точного и продуманного рисунка. Это очень простой, но крайне выразительный стиль рисования.
В данном случае инструментом Хокни служило тонкое графическое перо.
Рисунок великого итальянского художника Гверчино, созданный в 1616 г., представляет собой не что иное, как эскиз для небольшой религиозной картины на тему Благовещения, изображающей сошедшего с небес архангела Гавриила, держащего в руках лилию, как символ чистоты Девы Марии. Гверчино красиво очерчивает тушью контуры фигур, делая их осязаемыми и достоверными, что свидетельствует о его мастерстве. Местами рисунок выполнен разбавленной в воде тушью, отдельные линии выглядят размытыми, ведь тушь растворяется в воде. Художник блестяще умел подчеркнуть контраст светлых и темных тонов, что объясняет столь пристальное внимание коллекционеров к его рисункам.
Иллюстрация показывает, как пользоваться пером в сочетании с акварелью, переходя от тонких линий, проведенных пером, к расплывчатым размытым тонам акварели там, где необходимо передать округлые формы.
Владение кистью и акварелью, как правило, непросто дается начинающим рисовальщикам. Акварельный рисунок, пусть с изменчивой тональностью, требует решительности, даже если вы идете по ложному пути.
Если вы колеблетесь и беспорядочно водите кистью, что типично для новичка, рисунок потеряет свежесть, а вместе с ней наиболее важные качества такого материала, как акварель.
Рисунок «Мост через реку Гретна» (по картине английского художника-акварелиста Джона Селпа Котмена, 1782-1842) отличается тщательно продуманным подходом. Сначала легкими, но аккуратными карандашными линиями, без нажима, нужно набросать основные контуры пейзажа. Именно на этом этапе следует решить, насколько подробно вы собираетесь копировать оригинал и до какой степени можно упростить рисунок, чтобы, в конце концов, не нарушить гармонии. Как только вы примете решение, не меняйте его, результат получится значительно лучше, если вы будете действовать в одном направлении. Следующий шаг — наложение тонов, которое начинается с самых обширных пятен. Закончив с ними, при необходимости приступайте к более мелким, более темным пятнам, которые нужно положить поверх первых. Возможно, вы пожелаете добавить несколько дополнительных карандашных штрихов, но не увлекайтесь, иначе пострадает рисунок.
Как можно увидеть на примере рисунка по картине Сезанна, для создания довольно резких линий и их растушевки с целью достижения более сильного эффекта градации тонов особенно подходят материалы на основе мела, в том числе карандаш Конте и жесткая пастель.
Однородная стилистика, в которой выполнен весь скалистый пейзаж на этом рисунке, делает его гармоничным. Сравните, как переданы кристаллическая горная порода и деревья. И те и другие нарисованы одинаково: короткие, объемные штрихи сочетаются с пятнами тона.
Выбор принадлежностей в огромной степени зависит от самого художника, но неплохо испробовать несколько из них, чтобы иметь представление о разной технике, которой вы, возможно, решите воспользоваться, обдумывая рисунок.
Пастельный рисунок Дега с изображением упражняющейся танцовщицы — один из множества других, сделанных им в 60-е годы XIX века. Его блестящее владение этим материалом делает формы мягкими и округлыми, а искусство рисовальщика позволяет избежать лишних штрихов. Пастель — очень приятный материал для выполнения портретных эскизов, поскольку хорошо ложится и позволяет легко смешивать тона.
Работать пастелью довольно быстро и легко, но необходимо научиться аккуратному наполнению тональных пятен, которые нужно наращивать постепенно, не пытаясь достичь конечного результата за одну попытку.
Большую часть XX столетия Пикассо главенствовал в мире искусства. Он пробовал себя в разных художественных стилях и обновлял их, доказывая, что великий художник способен, нарушив все правила, создать тем не менее произведение, задевающее струны души случайного зрителя. Например, образ, который вы видите ниже, представляет собой удивительное смешение разнородных элементов: лицо и шея вырезаны из двух кусков тонированной бумаги, а черты лица и волосы нарисованы карандашом.
Кроме того, он почти до неузнаваемости разрушил общепринятые формы, в конечном результате получилось произведение, пронизанное духом изображаемого субъекта. Пикассо экспериментировал с любыми материалами, но его рисунки демонстрируют, с какой поразительной ловкостью он сметает наши предубеждения, предлагая по-новому взглянуть на искусство. Альбомы его эскизов раскрывают перед нами огромный диапазон его способностей и служат источником вдохновения для всех художников.
Два представленных на этой странице рисунка используют простые контуры, хотя и по-разному. Подобная простота «закрепляет» основную форму рисунка.
Нижний портрет создан в более лаконичной манере, но заметьте, что сделано это было не в ущерб информации о человеке, которую мы можем почерпнуть из его изображения.
Для фактурного изображения головы и плеч Матисс иногда пользуется растушевкой, а иногда — линейным рисунком.
В этой быстрой и лиричной зарисовке английский художник Джон Вандербанк (1694-1739) смотрит на нас почти через плечо. Вандербанк обрывает линии и расходует их очень экономно, только создавая впечатление слегка затененного плеча. Его жесткие штрихи очень экспрессивны. Несмотря на то что может показаться сложным позировать в такой, хотя и часто встречающейся в автопортретах, позе, если художник кладет планшет на мольберт, ему приходится смотреть через плечо, чтобы увидеть свое отражение в зеркале.